30 октября МВД озвучило довольно противоречивые данные о незаконной миграции в России.
В частности, министр внутренних дел России Владимир Колокольцев заявил о том, что количество незаконных мигрантов в стране с начала года выросло на 40%. Но и в полтора раза выросло число депортированных из РФ мигрантов. Принято 34 тысячи решений о сокращении сроков временного нахождения, а также около 180 тысяч — об ограничении возможности приехать в Россию. Кроме того, как заявил министр, с начала 2024 года выявлено в 5,5 раз больше фактов незаконной миграции, организованных преступными группами, чем в 2023 году.
Одновременно с этим, Колокольцев рассказал, что за восемь лет с 2015 по 2023 года количество незаконно находящихся на территории России иностранных граждан снизилось почти в четыре раза. Тем самым возникает закономерный вопрос: неужели именно в текущем году иностранные граждане стали массово приезжать в Россию и незаконно здесь оставаться, тогда как предыдущие восемь лет была обратная тенденция?
Казалось бы, в последний год силовики во многих регионах проводят масштабные рейды по торговым точкам, стройкам, общежитиям, в ходе которых депортируют нарушителей миграционного законодательства на родину, а также раздают им повестки в военкоматы. Судя по всему, дело именно в этом — после теракта в "Крокусе" в марте 2024 года правоохранительные органы стали работать в этом направлении гораздо жестче, чем прежде, и, соответственно, чаще выявлять нелегалов.
При этом, МВД опирается на официальную статистику, исходя из которой в РФ незаконно находятся в 740 тыс. иностранцев. Но ей все не ограничивается. Профессор Высшей школы современных социальных наук МГУ, доктор экономических наук Александр Гребенюк заявлял, что в России находятся минимум 2 млн нелегальных мигрантов и минимум 1 млн мигрантов, которые не владеют русским языком, но имеют сертификаты о сдаче экзаменов. А по максимальной планке нелегалов может быть и вовсе 5-6 млн. В таком случае, колебания официальной статистики МВД вообще мало о чем говорят.
Депутат Госдумы Михаил Матвеев в разговоре с Накануне.RU подтверждает, что "резкий рост" числа незаконных мигрантов, озвученный Владимиром Колокольцевым, сформирован действиями самих государственных органов в последнее время. К ним относятся и жесткие заявления ряда государственных деятелей, например, Дмитрия Медведева и Александра Бастрыкина, о необходимости контроля миграционных потоков, и работа комиссии Госдумы по миграционному законодательству под руководством Ирины Яровой. Поэтому заявление о том, что количество иностранцев, нарушивших правила пребывания в стране, за период с 2015 по 2023 года снизилось в четыре раза, вызывает большие сомнения.
"Можно предположить, что и раньше нелегальных мигрантов было больше, чем МВД нам называл, просто какая-то часть из них была не выявлена. Поэтому можно предположить, что на самом деле нелегалов ещё больше, то есть их на 40% стали больше выявлять, а может быть, их там и на 200% больше могут выявить", — рассуждает депутат.
При этом, даже озвученная цифра в 740 тыс. нелегалов является колоссальной, если отталкиваться даже от официального общего количества всех иностранцев, находящихся в России, которое составляет 6,2 млн. Получается, что нелегально в стране находится, примерно, каждый восьмой приезжий из стран ближнего зарубежья.
"Не устранена главная причина такого печального положения дел — это безвизовый режим. То есть страна находится в условиях военных действий, при этом границы не закрыты. Из соображений некоего ложно понимаемого "добрососедства" держатся открытыми границы, действует безвизовый режим со всеми странами, кроме Туркмении, причём там визовый режим введен по инициативе туркменской стороны. И, соответственно, наше МВД просто не знает, кто в страну въезжает", — отмечает депутат.
По его мнению, отсутствие визового режима приводит к невозможности заблаговременно пресечь въезд в страну потенциальных или реальных преступников. Кроме того, "безвиз" усложняет контроль соблюдения над лицами, уже приехавших в страну. Ведь, применительно к России, нелегальный характер миграции обычно проявляется не в способе, которым иностранный гражданин попал в страну, а в основаниях, на которых он в ней остается.
"Что такое нелегальный мигрант? Это не человек, который пробрался в Россию лисьими тропами, где-то там, в Казахстане, минуя пограничников — он официально прилетел в страну, купив билет на самолёт или приехав на поезде, или на автомобиле через контрольно-пропускной пункт. То есть его, по идее, система видит — он въехал, но она не имеет права ему задавать вопросы: кто ты такой и зачем ты сюда едешь?"
При нынешних правилах въезда в Россию пограничники могут не пустить иностранного гражданина в том случае, если этот человек находится в списке депортированных с вынесенным судом решением о запрете на въезд. Но существуют лазейки и для того, чтобы без особого труда обойти запрет на въезд.
"В городе Тольятти Самарской области была задержана группа людей, которые занимались организацией незаконной миграции, они более 7000 мигрантов легализовали. Из них большая часть — это этнические таджики. У одного из них фамилия — Кобилов, а у другого — Кабилов (они братья). То есть одну букву поменял, и можно обратно въезжать", — приводит депутат пример неэффективного пограничного контроля.
По мнению Матвеева, Госдума, принимая новые законы, ограничивающие миграцию, движется в правильном направлении, но до решения проблемы еще далеко — должно пройти какое-то время прежде чем обычные граждане смогут оценить эффективность принятых законов. Ощутить на себе меры, ужесточающие наказание за незаконную миграцию и ее организацию, пока могут только правоохранители и сами нарушители. Например, люди, которые превращают свои квартиры в резиновые, регистрируя в них десятки и сотни иностранцев.
"Основное, что может прочувствовать простой гражданин — это общее снижение количества мигрантов на улицах, которые человек должен увидеть невооруженным глазом. Это снижение преступности иностранными гражданами и уменьшение количества иностранных детей в школах, что тоже является болезненной темой", — отмечает эксперт.
Говоря о приведенной в МВД статистике, стоит также иметь в виду, что она не учитывает миллионы вчерашних мигрантов, которые получили российское гражданство. Михаил Матвеев обращает внимание на то, что они выбывают из статистики преступлений, совершенных иностранцами, и пополняют статистику преступлений россиян.
Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов рекомендует Министерству внутренних дел уточнить формулировку о росте незаконных мигрантов на 40%. Он тоже уверен, что дело не в массовом набеге в Россию иностранных гостей, а в более активной работе полицейских и чиновников в последний год — раньше они не проявляли такого "усердия" в миграционных вопросах.
"Потому что [когда об этом заявляет МВД], конечно, все воспринимают, что вдруг откуда-то с неба упали нелегальные мигранты. Дополнительные. В огромном количестве. Но речь, скорее всего, идёт о том, что в результате активизации работы МВД стало выявляться больше так называемых "нелегальных мигрантов". То есть это разные вещи — то, что их стало больше, и то, что МВД стало выявлять больше", — объясняет эксперт.
Эксперт обращает внимание на то, что использовать термин "нелегальный мигрант" не является правильным, так как такого понятия в российском законодательстве не существует.
"В законодательстве Российской Федерации нет такого термина как "нелегальный мигрант". В этом плане пора, наверное, Министерству внутренних дел как-то посерьёзнее относиться к проблеме и следить за формулировками. И пояснять, например, что такое "нелегальная миграция", — подчеркивает Крупнов.
Крупнов также подозревает, что реальное количество мигрантов может быть больше.
"И хорошо бы, если бы ещё МВД уточнило, как она сумела всех мигрантов, каждого без исключения, пересчитать. И почему все-таки большинство экспертов называют цифру значительно больше той, которую даёт МВД — порядка 10 миллионов", — заключает эксперт.