Пени за жилищно-коммунальные услуги для населения могут возрасти кратно уже с 2025 года. Дело в том, что их расчет жестко привязан к ставке рефинансирования (равна ключевой ставке) ЦБ РФ, а с учетом рекордного роста "ключа" в текущем году до 21% (и это не предел), суммы за просрочку платежей окажутся внушительными. Эксперты уже бьют тревогу и предостерегают правительство от необдуманных решений, а парламентарии просят кабмин продлить льготный период. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Пени за неисполнение обязательств по коммунальным платежам в 2025 году должны вырасти почти в 2,5 раза. Это связано с тем, что штрафы рассчитываются как 1/300 ключевой ставки с 31-го дня просрочки, а начиная с 91-го дня, уже в размере 1/130. На 2023 и 2024 годы правительство РФ регулировало этот вопрос и закрепило величину ставки для расчета пеней на уровне, действовавшем на конец февраля 2022 года. Тогда она составляла 9,5%.
Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов считает, что правительству стоит продлить льготный период и на 2025 год, а возможно, и на последующие. Соответствующее письмо парламентарий направил в кабмин.
"Кроме того, следует в целом пересмотреть подходы к санкциям для тех, кто не платит в срок за потребляемые услуги ЖКХ. Потому что ни санкции в виде пеней, ни размер ключевой ставки Центробанка не влияют на снижение уровня задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги", — цитирует Пахомова "Парламентская газета".
По оценкам правительства РФ, совокупная просроченная должность в ЖКХ достигла 1,5 трлн рублей, из которых 800 млрд рублей приходится на население. При этом ситуация продолжает усугубляться на фоне растущей инфляции, снижения покупательской способности, а также роста стоимости коммунальных услуг.
Однако эксперты не считают сами пени и их увеличение действенным механизмом для повышения платежной дисциплины. Член комиссии Госдумы РФ по обеспечению жилищных прав граждан Оксана Дмитриева в диалоге с Накануне.RU предположила, что ужесточение штрафов, учитывая этиологию долговой болезни, приведет к полностью противоположному эффекту.
"Это очень сложный вопрос. Когда люди не платят и начисляются пени, так или иначе, требуется реструктуризация долга. Сама по себе пеня уже достаточна для тех, кого хотят стимулировать, ее увеличение даст только дополнительную закредитованность, которая все равно будет требовать реструктуризации и из нее будет уже не выйти. Выселение из единственного жилья осложнено, что не позволяет использовать часть стоимости квартиры для погашения долга. Пока любое повышение пени будет работать в обратную сторону и долг будет расти. Для снижения долга нужно активно реструктуризировать его и вникать в каждую отдельную ситуацию, кто и как накапливает. Тем, кто реально не справляется с коммуналкой, нужно оказывать адресную помощь", — считает депутат.
Аналогичной позиции придерживаются и юристы, полагая, что меры воздействия на должников в существующем виде не особо эффективны. Более того, по мнению юриста в сфере ЖКХ, партнера юридической фирмы "Интеллект-С" Анны Устюшенко, их ужесточение может привести к росту социальной напряженности.
"Если речь идет о выборе между недополучением денег (в виде штрафов) со стороны ресуроснабжающих организаций с одной стороны и о росте социальной напряженности с другой, то государство, по моему мнению, выберет социальный аспект. Тем более, что пени, как мотивационный инструмент, работают достаточно ограниченно. Платежную дисциплину соблюдают те, кому есть чем платить, за редким исключением в части принципиальных неплательщиков. Поэтому когда физические лица копят долги, как правило, им просто нечем платить. В некоторых случаях долги копятся годами и размер пени там внушительный. Следовательно, ужесточение штрафов приведет росту долговой нагрузки", — резюмировала юрист.
Примечательно, что повышение пени ударит не только по населению, но и по поставщикам услуг — управляющим компаниям. Дело в том, что если для населения начисление штрафов начинается с 31-го дня просрочки, то УК обязаны оплачивать их с 1-го дня. Как следствие, это ведет к кассовым разрывам, а покрывать их сейчас в условиях дорогих кредитов практически невозможно.
Как ранее сообщало Накануне.RU, в этом году нагрузка на должников за коммуналку уже была увеличена. Так, с 9 сентября 2024 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ. Согласно новым правилам, размер взимаемых с должника госпошлин при взыскании через суд задолженности за жилищно-коммунальные услуги вырос в 10 раз. Таким образом, при подаче искового заявления в общей юрисдикции, сбор увеличится с 400 до 4000 руб., а выдача судебного приказа обойдется должнику в 2000 руб. Учитывая, что в таких делах, как правило, оказываются правы ресурсоснабжающие компании, уплата пошлин ложится на потребителя.
При этом существующие меры поддержки населения оказываются недостаточными. Государство оказывает помощь только в случае, если совокупный платеж семьи или одинокого гражданина за ЖКУ превышает 22%. Исключения составляют только Тюменская область, где этот порог понижен до 20%, а также Москва — 10%, Санкт-Петербург — 14% и Кемерово — 17%.