Аналитика


Подбитый "Газпром" тянет ко дну российскую глубинку?
Экономика | В России

Руководство "Газпрома" заговорило о том, что малые поселения будут отмирать, их невыгодно финансировать.

"Малые города, наверное, будут развиваться, но их надо проинвентаризировать, потому что мы стоим на пороге демографической ямы, и те малые города — моногорода, спутники более крупных агломераций — они будут отмирать. Государству приходится признать, что города, поселки, которые умирают и которые приходится как-то перетягивать... ну нужно подвести черту и перестать их спасать. Это огромные вложения, огромные вливания, и сегодня государство должно сделать выбор: мы развиваем какую-то крупную агломерацию, которая способствует росту производства в одной точке, или мы вытягиваем еще пять-семь условно умирающих городов, которые тащат за собой достаточно большую социальную нагрузку", — сказал первый заместитель гендиректора компании "Газпром инвест" Илья Козлов на форуме 100+ в Екатеринбурге.

Возможно, это лишь совпадение, но на днях стало известно, что именно "Газпром" возглавил рейтинг самых убыточных компаний по версии Forbes. Чистый убыток монополии по итогам 2023 года составил ₽583 млрд. И это первый убыток за 25 лет — в последний раз корпорация получала его по международным стандартам в 1999 году — тогда он был 79,3 млрд руб.

Конечно, очень удобно указывать на невыгодность финансирования развития поселений и малых городов, когда стоит задача проводить "нерентабельную газификацию" в Сибири и на Дальнем Востоке вместо того, чтобы, как и раньше, припеваючи гнать газ за границу с большой маржой.

Однако совершенно безответственно пытаться манипулировать такими серьезными темами, как будущее малых городов, поскольку именно они составляют большую часть площади страны. А вот городов-милионников в России всего 16. Так что, теперь в угоду таким гигантам, как "Газпром", надо просто бросить в небытие и так гибнущую глубинку? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился экономист, руководитель Института нового общества Василий Колташов.

— Почему из уст руководителей "Газпрома" звучат призывы не финансировать малые города и почему именно сейчас?

Василий Колташов на Московском экономическом форуме(2023)|Фото: Накануне.RU— "Газпрому" приходится сейчас очень тяжело. И именно этим, пожалуй, объясняется позиция представителя" Газпром инвест" о том, что малые города не надо финансировать, что они все равно" зачахнут и погибнут".

Это выглядит как очень старая неолиберальная позиция, которую мы слышали 1000 раз в прежние годы, о том, что все деревни умрут, сельское хозяйство умрет, все малые и средние города умрут, останутся только одни мегаполисы, агломерации, гиганты, а больше не будет ничего. Вот это мы слышали 1000 раз, и эти лозунги подводились как обоснование сокращения расходов: почему не надо тратить на это.

Между тем, мы понимаем, что развитие экономики предполагает распределение населения по пространству. Нужно больше мегаполисов, нужно больше средних городов, и малые города тоже, в общем-то, нужны, другое дело, что нужно развитие транспортной системы, необходимо обеспечить связь с этими малыми городами. Эти малые города могут быть связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых, например, и власти думают, что строить инфраструктуру затратно, проще, например, отменять электрички. Помните эту идею отменить электрички, которую Владимир Путин остановил после волны протестов и населения, и экспертов? Прекратили отмену электричек. Ну это вот из этой же оперы: мол, давайте закроем дороги, все электрички отменим во все малые населенные пункты, потому что они якобы "должны умереть".

Ну нет, это ущербная неолиберальная позиция, которая не согласуется с развитием страны. Почему так — потому что нам необходимо максимально качественно освоить собственное пространство в экономическом смысле. Это значит, что нужны и мегаполисы, и средние города, и малые города.

— Но что можно предпринять для оживления малых городов?

— Конечно, мы понимаем, что процентное распределение населения будет в пользу мегаполисов теперь. Но с другой стороны, понятно, что мегаполисы достигли очень высокого уровня цен на недвижимость, и это стало неподъемно дорого и нужно расселять их административно, то есть распределять по городам поменьше.

Ну вот Владимир Путин предложил правительству до конца ноября подготовить расселение крупных компаний с госучастием по крупным региональным центрам, чтобы разгрузить Москву с ее безумным ценником на недвижимость, просто безумным, что, в общем-то не согласуется с экономическим развитием. И поскольку здесь вот этот механизм повышения цен на недвижимость по мере роста населения городов все равно продолжает работать, то мы не должны забывать о том, что единственное спасение — это перемещение в пространстве.

Деловой район "Москва-Сити"(2024)|Фото: Накануне.RU

То есть в малых городах при правильной политике развития собственного обрабатывающего сектора, при политике развития пищевой промышленности, усложнения всей деятельности в сельском хозяйстве, можно жить и процветать, это очевидно. Но если наша политика по-прежнему носит характер неолиберальный, продиктованный рецептурой Международного валютного фонда, что якобы незачем России заниматься обрабатывающей промышленностью, то в этом случае все может быть очень и очень плохо.

— Насколько объективны убытки "Газпрома"?

— Для "Газпрома" сейчас, очевидно, большая нагрузка имеет значение, то есть социальная где-то нагрузка, и проблемы, связанные с тем, что Китай не хочет покупать наши энергоресурсы по хорошей, справедливой цене, хочет платить очень мало, и это толкает менеджмент "Газпрома" в сторону рассуждения о том, что, что надо бы все расходы зажать, и отсюда же и советы правительству зажать все расходы, но в таком случае экономический рост зачахнет. Это плохо, но не все это понимают.

Однако если вспомнить ситуацию 2008-2009, и даже 2010 годов, то тогда неолиберальные экономисты, в том числе и высокопоставленные чиновники, говорили, что раз доходы бюджета упали, то, значит, и дороги строить не надо в России, и только тогда, когда доходы бюджета вырастут, мы будем строить дороги. И здесь та же самая история: мы видим пониженные цены на углеводороды, проблемы с добычей и транспортировкой газа, "Газпром" может и больше газа поставлять на мировой рынок, но есть трудности, потому что по компании нанесен беспрецедентный удар.

Ни одна энергетическая компания, мне кажется, не получала такого сокрушительного вредоносного удара со стороны американского государства. Никто и никогда. Взорвали два газопровода, газопровод на Украине непонятно как функционирует. Газопровод через Польшу не функционирует, потому что поляки встали дыбом, чтобы остановить этот маршрут, то есть все. Это очень серьезные удары по "Газпрому".

Утечка газа(2022)|Фото: Министерство обороны Дании

Но из этого надо делать вывод: развитие собственной портовой системы, больше жидкого сжиженного природного газа экспортировать, потребуется много энергоресурсов для обрабатывающей промышленности, да даже для майнинга в Сибири потребуется много энергии. Поэтому "Газпром" будет жить и развиваться как компания, но и малые города должны жить и развиваться.

— Можно ли ожидать, что уже в 2025 году "Газпром" выйдет на доходность?

— Вопрос о рентабельности "Газпрома" в 2025 году очень непростой, потому что все зависит от того, какие будут цены на нефть, потому что спотовые цены на газ, на сжиженный природный газ привязаны все-таки к рынку нефти. Сейчас мы наблюдаем нечто вроде ценовой депрессии. И еврочиновники, и американские политики, в том числе Белый дом, говорят о том, что они смогли победить инфляцию. В последнее время нефть начала расти от 70 $, подскочила к 75 и может пойдет выше, но мы ведь видели и 90 с чем-то долларов, и, в общем-то, можно было бы рассчитывать и на 100 долларов за баррель, учитывая, насколько доллар обесценился в золотом выражении.

И в этом смысле, конечно, все зависит от обстоятельств, потому что если будет нарастать спрос и экономическая активность в странах БРИКС, прежде всего, в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке, в Африке, то увеличение спроса на энергоресурсы приведет к тому, что и цены поднимутся, и выручка "Газпрома" выйдет наверх. Но вопрос в том, будет ли это точно в 2025 году, или будут преобладать по-прежнему такие факторы, как проблемы в экономике Евросоюза, разрушение промышленности и снижение потребления там, немалые проблемы в экономике Китая, который, хотя и перестраивается, переходит на рельсы машиностроителя планеты, но все-таки имеет проблемы с избытком производства цемента, стали, то есть в целом китайская экономика — это экономика достигших пределов и начавших сдуваться пузырей, на рынке недвижимости, в частности.

Есть много признаков, которые не в пользу хороших цен на углеводороды, хороших для "Газпрома" и, соответственно, выхода на рентабельность. Но, может быть, в 2025 году компания закроет год без убытков. Вот это был бы хороший результат. Если выйдут хотя бы на небольшую прибыль, тоже замечательно, но это очень сейчас сложно прогнозировать, потому что мы даже не знаем, насколько сильное влияние на рынок углеводородов окажет дальнейшее развитие конфликта вокруг Израиля с Ираном. Мы пока этого не знаем, как это повернется. Может быть, это поднимет цены на нефть очень сильно, в зону 90-100 $ за баррель, что в принципе можно ожидать, а может быть, и нет. То есть, очень много непредсказуемости сейчас, и она, в общем-то, носит военно-политический характер.



Евгений Иванов