Челябинск может столкнуться с чередой крупных коммунальных аварий в отопительный сезон. К такому выводу приходят муниципальные чиновники и энергетики, ссылаясь на состояние городских тепловых сетей. Как оказалось, МУП "ЧКТС" не проводил подготовку к зиме, а состояние подведомственной ему инфраструктуры находится буквально в критическом состоянии. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, власти приняли решение передать предприятие в аренду другой теплоснабжающей организации АО "УСТЭК-Челябинск", связанной с бизнесменами Артемом Биковым и Алексеем Бобровым. Однако и она при всем желании вряд ли успеет полностью поправить ситуацию в ЖКХ: приступить к эксплуатации теплосетей компания сможет только с 1 ноября. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Имущество МУП "ЧКТС" было передано в аренду АО "УСТЭК-Челябинск" в июне, согласно договору, компания получит на 10 лет тепловые сети в зоне теплоснабжения 01. В этой зоне сосредоточено около 80% потребителей. Функции единой теплоснабжающей организации здесь уже давно выполняет "УСТЭК-Челябинск", а МУП "ЧКТС" только оказывало услуги по доставке тепла. Теперь арендатор обязан провести реконструкцию сетей и достичь определенных показателей по снижению потерь и аварийности.
В "УСТЭК-Челябинск" отмечают, что для выполнения плановых замен муниципальных тепловых сетей, которые пройдут летом 2025 года, определены приоритетные к ремонту участки и начаты проектные работы. В 2025 году планируется выполнить мероприятия по замене изношенных тепловых сетей ориентировочной протяженностью 6,5 км с объемом инвестиций порядка 1,8 млрд руб.
"Тепловые сети, переходящие компании от муниципального предприятия, находятся в критическом состоянии, восстановить их быстро не получится, и повреждения на них будут иметь место. В этом году отопительный период уже начался и плановые ремонты по замене ветхих муниципальных теплосетей выполнять невозможно. Однако АО "УСТЭК-Челябинск" знает и понимает, что нужно делать. С первых дней эксплуатации мы будем сосредоточены на устранении имеющихся повреждений (сейчас их более 500 по городу), восстановлению отсутствующей теплоизоляции. Так в 2024-2026 годах на замену тепловой изоляции будет выделено около 200 млн руб.", — пояснил руководитель компании Игорь Рындин.
Впрочем, по оценкам инсайдеров Накануне.RU в горадминистрации, ситуация в МУПе обстоит катастрофически, что и стало причиной передачи имущества в аренду. Так, "ЧКТС" просто перестал выполнять ремонтную кампанию в 2024 году, как только руководству объявили решение о заключении аренды. Это ожидаемо привело к ухудшению и без того бедственного положения городских теплосетей. Так, например, в 2022 году на сетях произошло чуть более 1800 повреждений, а в 2024 — уже почти 2300, причем, около 600 из них предприятие так и не смогло устранить до 1 сентября.
Такое количество повреждений привело к сверхнормативным утечкам, которые оказались настолько велики, что с заполнением системы теплоносителем перестали справляться челябинские ТЭЦ. По данным администрации, мощности водоподготовительных установок не хватало, из-за чего систему пришлось подпитывать сырой водой. Это крайне негативно сказывается на трубопроводах и приводит к более агрессивной коррозии из-за содержащегося в воде кислорода, однако мера была вынужденной, в противном случае город бы просто оказался с замерзшей водой.
Как пояснил Накануне.RU собеседник в администрации города, решение о передаче сетей в аренду было экстренным и времени на размышление у чиновников просто не было.
"Мы дошли до такой критической точки, что ситуацию нужно было буквально спасать. "УСТЭК-Челябинск", какими бы ни были ситуации во взаимоотношениях с компанией, — единственный крупный игрок в городе, который обладает компетенциями и ресурсами для работы. Сейчас они должны получить тариф и начать ремонты с 1 ноября. Пока будут делать то, что можно успеть до сильных морозов, и то, что возможно ремонтировать при развернутой системе. Поэтому эта зима может стать настоящим испытанием для жителей и энергетиков, так как аварий в отопительный период ожидается много. Но за зиму "УСТЭК-Челябинск" сможет составить план работ и подготовиться к активной летней кампании", — отметил представитель мэрии.
Разумеется, такой уровень "стратегического планирования" не внушает оптимизма, а от обещаний получше подготовиться к морозам "как-нибудь в следующий раз" тепло в домах челябинцев не станет. Надо ли говорить, что тариф на тепло для жителей постоянно растет и только в июле он повысился на 12%. И ведь большинство горожан уже и так получают отопление и горячую воду от компании "УСТЭК-Челябинск", и в действующей терсхеме даже присутствуют ремонтные мероприятия на 1,3 млрд руб., правда, затрагивают они преимущественно магистральные сети, принадлежащие этой компании.
И все-таки жителям будет сложно объяснить, что в этих условиях мешало компании и властям подготовиться к экстренной ситуации заранее. Представители же челябинского истеблишмента говорят, что до критического состояния МУП "ЧКТС" дошел за время руководства экс-главы города Натальи Котовой, недавно отправленной в отставку (с повышением в Москву — на пост сенатора Совета Федерации). Бывшие коллеги характеризуют ее как крайне опасливого и нерешительного руководителя, боящегося ответственности.
"Котова всеми силами стопорила любые инициативы с привлечением частников в ЖКХ, а ведь раньше активно шли разговоры о передаче "ЧКТС" в концессию. Судя по всему, она просто боялась брать на себя решение проблемы и возможные последствия. Да и сейчас принято очень аккуратное решение. По сути, администрация просто переложила свои проблемные сети с больной головы на здоровую", — резюмировал бывший коллега градоначальницы.
Нерешительность городской власти — одна из версий, но напомним, что еще летом сами же энергетики уверяли, что передача управления "позволит сосредоточить усилия на ремонтах наиболее изношенных участков трубопроводов, используя единую техническую политику и организационный подход". И не уточняли, что эффекта стоит ждать лишь через год. Вполне вероятно, что перед нами типичный подход "просто бизнес, ничего личного". По расхожей бизнес-логике, сначала концессионерам надо получить от населения те самые платежи по повышенным тарифам, а уже потом вкладываться и что-то ремонтировать?