Новый перечень ЕГЭ для поступления в вузы, который обнародовало Минобрнауки и в котором номинально усиливается роль физики, вряд ли приведет к положительным изменениям. Такой вывод делает руководитель общественного движения "За возрождение образования", профессор математики Александр Иванов, который подробно проанализировал документ.
Дело не только в правовых и организационных нестыковках, хотя они могут подпортить жизнь немалому числу абитуриентов, которые сейчас учатся в 11 классе.
Если приказ, как предполагается, вступит в силу с 1 марта 2025 года, то многие выпускники будут вынуждены сдавать ЕГЭ не по тем предметам, к которым они готовились для поступления на выбранную специальность. При этом вузы до 20 января должны окончательно определить перечень ЕГЭ. И он может не совпасть с новым проектом, на что вузы имеют полное право, так как пока действуют старые правила. Но негласно может быть дана команда ориентироваться уже на новый приказ, а значит, "правила игры" могут резко измениться.
Никто не сомневается, что речь идет о правилах приема уже в следующем году, пишет эксперт. Русский язык останется обязательным для всех, а вот по второму ЕГЭ — обязательному "профильному" — есть существенные изменения. До сих пор для инженерных специальностей в этом качестве выступала исключительно математика. Теперь к ней добавили еще и физику. Но есть нюанс. Список вступительных испытаний вузы должны объявить до 20 января, а записаться на ЕГЭ школьники должны до 1 февраля. Записаться-то успеть можно, а вот подготовиться к физике...
Если вузы будут принимать решение самостоятельно, то они однозначно оставят математику, ибо все понимают, что обязательная физика им просто зарежет набор. То есть ничего не изменится, и "повышенная роль физики" останется на бумаге. Но вполне возможен и другой вариант.
"Власть вполне может объяснить ректорам, что сегодня "патриотична физика". И тогда в январе мы услышим громкое "ой!". Абитуриенты шарахнутся "изучать" эту дисциплину, Рособрнадзор постарается максимально упростить экзамен (кстати, на сегодня физика — самый адекватный из всех ЕГЭ), и в итоге выйдет мутная каша с гарантированным недобором на инженерные специальности", — отмечает Александр Иванов.
Что касается педагогических направлений, для которых убрали обязательное обществознание и оставили только один обязательный предмет, соответствующий профилю подготовки (для учителя физики — физика, и т.д.), то здесь тоже есть подводные камни.
Не секрет, что педагогические специальности набирают свой контингент в значительной части за счет неудачников других направлений. Хотел стать экономистом (менеджером, управленцем, юристом и т.д.), но баллов мало — пойду в педагоги, поскольку там тот же список ЕГЭ. Но что получается? Для будущих учителей математики, например, ничего не изменится. А вот набрать студентов для подготовки учителей химии и биологии станет легче. Для поступления им будет достаточно двух ЕГЭ — химии и биологии (плюс русский язык). А это стандартный набор всех медицинских специальностей. И неудачники-медики вполне перетекут "в учителя". Для школы это хорошо?
А вот с физикой будет просто беда. Обязательный экзамен по этому предмету добьет набор будущих педагогов. Раньше контингент подготовки учителей физики получал свои крохи из числа несостоявшихся экономистов-менеджеров с набором ЕГЭ "математика-обществознание". А вот обществознание с физикой — это вариант, которого практически не бывает. Уже сегодня в стране почти не готовят учителей физики. Что же будет дальше?
Физика в паре с математикой распространена и востребована, и при таких правилах ЕГЭ будет открыт путь в педагоги. Только с этими экзаменами масса других возможностей, включая инженерные специальности, где берут буквально всех и где зарплаты и содержание работы на сегодня куда привлекательнее унизительного существования российского учителя, подчеркивает эксперт. То есть на учителей физики просто перестанут идти. Зачем отрезать себе "пути для отступления"?
Единственное положительное изменение — новое отношение к иностранному языку. До сих пор в списке ЕГЭ по выбору на всех направлениях подготовки (без исключения!) был иностранный язык. То есть вуз имел право учитывать этот ЕГЭ при зачислении на любую специальность. Теперь иностранный останется только на очень немногих специальностях, где он действительно имеет отношение к делу.
Но главный порок — сама система ЕГЭ как выпускных и вступительных экзаменов. По-прежнему стоят рядом (на выбор) физика и информатика, математика с обществознанием, математика с биологией, информатика с географией и т. д.
"Делают это для того, чтобы обеспечить набор, расширив абитуриентам коридор возможностей, в который их загоняет система ЕГЭ. В такой ситуации ушлые выпускники быстро перетекают на экзамены, где баллы достаются полегче. Но главная беда не в этом. Кроме избранных ЕГЭ, нынешние абитуриенты зачастую не знают ничего. И если на некоторую специальность половину студентов наберут с ЕГЭ по математике, а другую половину — с "общагой", то при их совместном обучении неизбежно придется исходить из того, что никто ничего не знает по обоим предметам. И начинать с нуля. Так и происходит с соответствующим снижением качества подготовки специалистов", — отмечает Александр Иванов.
ЕГЭ просто разрушает отечественные образовательные традиции. Так считают многие эксперты. Народный учитель России, профессор кафедры математического анализа РГПУ, член рабочей группы по образованию Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Рукшин уверен, что это инструмент разрушения образования и экономики.
"ЕГЭ разрушает региональную экономику, высасывая пылесосом талантливую молодежь в крупные города, где они потом работают барменами и официантами с высшим образованием. И региональная экономика испытывает колоссальный дефицит кадров от учителей и врачей до инженеров и мастеров на буровых. А деньги на высшую школу тратятся впустую: нужных специалистов нет!" — полагает народный учитель.
Нынешний проект приказа с изменениями перечня ЕГЭ он описывает просто: "Хотели как лучше..."
Взять хотя бы физику. Власти признали, что с нею беда. Провал с физикой — это провал в инженерных кадрах. Но решение предложено чисто административное, силовое, навязывающее физику абитуриенту на ЕГЭ (пока по желанию вуза, но суть не в этом). А начинать надо с качественного обучения физике в школе. Для этого нужны учителя, а их сильно не хватает. Чтобы привлечь их в школы, нужны нормальные зарплаты. Но эта тема табуирована. Позиция властей — учителя должны работать "по призванию", то есть за гроши. В результате сегодня даже в европейской части России во многих районах на десятки километров вокруг не найти учителя математики или физики, говорит член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, лидер движения "Родная школа" Алексей Савватеев.
И никакой измененный перечень ЕГЭ в этих условиях ничего не даст. Детей надо сначала обучить физике, а уже потом требовать ее при поступлении. Иначе получится, как у главы Минпроса Сергея Кравцова, у которого проблемы кадров в образовании нет, ведь есть же конкурс в педвузы. То, что их выпускники потом в школу почти не идут, его не волнует. Так и здесь. Стране нужны инженеры, знающие физику? Потребуем ее на ЕГЭ. То, что ее никто не знает, не проблема. Мы же ввели ее на ЕГЭ, а как ее учат в школе, нас не касается.
Видимо, понимая, что этот вопрос требует обсуждения, Минобрнауки РФ решило в ближайшее время провести Общественный совет. Правда, такие "общественные слушания" очень часто проводятся для галочки. Как-то будет в этот раз?
Родители, конечно, возмущены прежде всего сроками, ломающими им всю подготовку. Ведь для сдачи ЕГЭ нужны репетиторы, признают сами школьники. Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой считает, что защитники ЕГЭ "будут развеяны ветром истории". Но пока они правят бал, экспериментируя все дальше. Перечень ЕГЭ тасуют, как колоду карт, думая, что от этого что-то изменится. А колода все та же.