Помощник президента РФ Владимир Мединский считает, что продолжительность обучения в российских школах нужно сократить, чтобы начинать заниматься профориентацией раньше. Обучение в течение 11 лет, как сейчас, он назвал "непозволительной роскошью". По его словам, само время диктует сокращение продолжительности образования, в том числе в вузе.
"Все будет раньше и быстрее. Образование будет спрессованным по времени, будет более специализированным, оно будет рассчитано на ближайшие десять лет, а потом через десять надо будет переучиваться. Тот, кто не будет учиться чему-то новому, просто будет неконкурентоспособен", — сказал он.
Это напоминают известные слова Анатолия Чубайса о рынке, в который если кто-то не впишется, то будет просто не нужен.
Что стоит за словами Мединского? Подготовка общественного мнения к возвращению 10-летнего обучения или повторение постулата об "обучении в течение всей жизни"?
Первый зампред комитета ГД по науке и высшему образованию Олег Смолин считает, что инициатива Мединского снизит качество образования. Если работодатели считают бакалавров недоучками и после четырех лет в вузах, то что будет при сокращении сроков?
Глава городского родительского комитета Санкт-Петербурга, школьный учитель информатики Михаил Богданов возмущен призывом Мединского. Он пишет, что непозволительная роскошь — это иметь его помощником главы государства. И приводит слова подписчика:
"Вот решил стать инженером-атомщиком, проучился пять лет. Через 10 лет нужно будет менять профессию? На кого же? И сколько времени потребуется переобучение? А хирург, который учился 8 лет, на кого будет переучиваться?"
Заслуженный учитель России Александр Шевкин отмечает, что дети сейчас слабее в своей подготовке, взрослеют позже, не читают, боятся больших текстов, и при этом нынешние 11 лет обучения дают меньше, чем 10 лет советской школы.
"При этих входных данных мы рискуем по реформе Мединского получить еще большие толпы неучей, неспособных к продолжению образования в техникумах, колледжах и в вузах, ослабим и без того слабое пополнение хорошо подготовленными кадрами того, что раньше называли народным хозяйством", — подчеркивает он.
Эксперты не исключают и того, что за призывом Мединского стоят какие-то иные интересы, отличные от интересов сферы образования. Возможно, и вовсе стоит банальная задача еще больше экономить бюджет, не считаясь с последствиями. По оценкам депутатов Госдумы, затраты на образовательную сферу должны составлять не менее 7% от ВВП, а у нас — 3,5%. Но ни одна страна не произвела экономического прорыва при столь низких вложениях в подготовку будущих поколений.
Общественное движение "Родители Москвы" очень резко отреагировало на слова Мединского. Оно понимает их так: люди должны быть необразованными и просто пахать на хозяина. А если они хотят обучать своих детей на должном уровне, то придется платить.
"Вредительские "профили", вышвыривание детей из школ после 9 класса по всей России и уже повсеместно платные услуги в 10-11 профильных классах — это часть реализации плана по уничтожению того, что когда-то по праву называлось лучшим в мире образованием. Тотальный перевод на платные рельсы стартовал не вчера", — заявило движение.
Люди также измучены бесконечными экспериментами над образованием. Интересно, что для возвращения к десятилетке нужно заново переписывать все учебники и менять программу. При этом в начальной школе она действительно неоправданно растянута. Так, по программе "Школа России" дети начинают знакомиться с умножением и делением только в конце второго класса.