Павла Дурова перевели под судебный надзор и выпустили из заключения под залог в 5 млн евро. Пока процесс не закончится, Дурову нельзя покидать Францию. Так себе наказание, конечно, но, тем не менее, французский "кейс" нашего программиста стал сигналам российским айтишникам, мол, возвращайтесь домой, за рубежом вас никто не любит. Почему же Дуров на свободе, но не свободен, и готовятся ли домой отечественные айтишники — читайте в материале Накануне.RU.
Во Франции задержали создателя месенджера Telegram Павла Дурова, его допросили по 12 обвинениям в отношении "неназванного лица" из команды руководителей мессенджера, дважды арест продлевали. За отказ сотрудничать с властями по вопросу деанонимизации Telegram ему инкриминируют поддержку терроризма, распространение детской порнографии, пособничество наркоторговле, мошенничество и другое.
Дуров находился на допросах сотрудников Национального кибер-подразделения жандармерии и Национального бюро по борьбе с мошенничеством с 24 августа почти четверо суток. Сейчас его отправили под судебный надзор, и, как пишут СМИ, подозреваемый остался доволен решением, новая мера не предполагает даже домашний арест, а значит, предприниматель сможет свободно перемещаться по территории Франции. В Сети уже появились фотографии со счастливым Дуровым, разгуливающим по "родине свободы".
Вопрос, который волновал всех в последнюю неделю — отдал ли Паша ключи, даже появились слухи, что российским чиновникам приказали или посоветовали подтереть в "телеге" все важные переписки. Слухи опроверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, мол, никто и не пользовался "Телеграмом", у чиновников другие каналы связи, более защищенные. Но то, что борьба нашего государства против Telegram за доступ к информации некогда не могла увенчаться победой, говорит о том, что крепость эта не взятая и пока единственная, которая гарантирует если не абсолютную, то достаточно высокую степень приватности.
Именно "приватность" и стала причиной интереса к Дурову со стороны всех спецслужб мира. И если про США, Россию и Китай, как про крупных геополитических игроков, создатель мессенджера высказывался довольно прямо — что чувствует там некоторое давление и посещать эти страны опасается, то с гуманной Францией никаких страхов не связывал. Но вот частный джет бизнесмена приземлился в аэропорту Ле-Бурже, где его и повязали. Почему же за рубежом такой интерес к "Телеграму"?
Ключевым заказчиком задержания Павла Дурова оказался Вашингтон, а Париж просто "подыграл" американцам, так считает президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова. По ее мнению, США пытаются построить мир, где нет свободы слова. И арест основателя Telegram организован, чтобы показать всем IT-предпринимателям последствия отказа от сотрудничества с властями и спецслужбами.
"Telegram стал площадкой более адекватного способа общения и подачи информации. И когда по этой площадке идет такой мощный удар — арест основателя, — то ключевым моментом является сам арест. Это сообщение остальному населению Земли: мы вас цензурировали и будем цензурировать, а те, кто хочет выйти за рамки согласованной с нами информации, будут репрессированы", — высказала мнение Ускова.
Кроме того, власти США, по словам главы CT, хотели бы по максимуму заблокировать информацию о команде кандидата в президенты Дональда Трампа. Но сделать это в неподконтрольном мессенджере Павла Дурова они не могут. Тем временем, Telegram набирает все большую популярность среди простых американцев, уставших от цензуры в других социальных сетях.
По мнению Усковой, если команда Telegram сейчас находится в стране, которая по запросу экстрадирует людей в США или Европу, то с большой долей вероятности программистов могут задержать, и все эти ребята под ударом.
Она уверена, что за российскими программистами идет настоящая охота.
"Мы поднимали статистику по арестам и посадкам по миру за последние три года. У меня волосы встали дыбом. Если бы я знала раньше, то уже давно ограничила бы свои поездки по миру. Было 67 прецедентов с участием айтишников с русским происхождением. Их задерживают по обвинению в хакерских атаках или по вопросам, касающимся цифровой валюты. Страны, где чаще всего задерживают наших ребят — это Таиланд, Гоа и Мальдивы", — рассказала Ускова.
По мнению эксперта, цель таких задержаний — это вербовка. Ведь "вырастить" хорошего IT-специалиста очень трудно, на это потребуются годы, а у России в этом плане хороший потенциал, здесь много сильных математиков.
Политолог Павел Салин сказал Накануне.RU, что все-таки у французских властей был и собственный интерес в задержании Дурова.
"Интересуют совсем не те игроки, которых сейчас вывели на первый план пиарщики французских властей, не только наркодилеры, педофилы и прочие криминальные элементы. Но и игроки, которые, с точки зрения одних государств, делают негатив, а с точки зрения других государств — позитив. Если брать французские интересы, то Франция активно вытесняется из Африки, в том числе и Россией, нашими парамилитарными формированиями, тем же ЧВК "Вагнер". А "вагнера" активно использовали "Телеграм" для внутренних переписок, и, если французские спецслужбы получили доступ к их переписке, то, наверное, их оперативные позиции в Африке усилились".
При этом эксперт уверен, что думать, будто в России Дурова ждала бы судьба лучше, чем во Франции, не приходится.
"Скорее всего, в России с ним бы быстрее поступили так, как с ним могут поступить во Франции. И, самое главное, прецедент уже существует, это ситуация десятилетней давности с "ВКонтакте". Достаточно грубо и бесцеремонно отобрали актив, как раз для того, чтобы поставить его под контроль (на этом фоне Дуров уехал за границу и Telegram создавал уже в ОАЭ, — прим. ред.). Сейчас сотрудничество ВК с российскими силовыми структурами не вызывает сомнений", — говорит Павел Салин.
Тем не менее, арест Дурова во Франции используется в России как удобный случай, чтобы транслировать тезис: "айтишники, возвращайтесь из западных стран, вас там тоже не любят".
И все равно французский кейс показателен тем, что даже европейские государства и государственные структуры ставят свои интересы выше интересов прав человека и гражданина, и уже не скрывают этого. То есть, наступление государства на гражданские права и свободы в период кавида очень государствам понравилось, в том числе и западным.
В российских СМИ задержание Дурова подают так, будто он уже почти в тюрьме, но, на самом деле, его юридический статус достаточно "легкий". Дуров может передвигаться по Франции и, чисто гипотетически, вообще по всей Европе, просто пока не сможет юридически выехать за пределы Евросоюза. Его обязали отмечаться два раза в неделю, причем отмечаться он может в любой точке Франции, где существуют административные органы. Он на несколько дней может выезжать и за пределы Франции, в пределах ЕС, если потом успеет вернуться и там отметиться.
А если Дуров отделается во Франции малой кровью, то, естественно, российская пропаганда, вне зависимости от того, какая там будет реальная ситуация, начнет утверждать, что Дуров сдал ключи. А это уже станет элементом медиа-компании в сопровождении того процесса, который и так давно запланирован российской властью, а именно — процесса постепенного приглушения или даже блокировки "Телеграма".
"Это станет элементом медиа-сопровождения. В этом французском кейсе российская пропаганда уже как минимум дважды выиграла", — считает Павел Салин.
Пока же Роскомнадзор подступается к политическим телеграм-каналам по всем фронтам, анонимные и не очень анонимные паблики хитрят и меняют названия, как только получают статус иноганта. В ответ на это власти напоминают, что сменив название или адрес в интернете, каналы-иноагенты обязаны продолжать маркировку материалов. За отсутствие указания на статус иноагента предусмотрена административная ответственность.
Как пишет политолог Максим Жаров в своем телеграм-канале "Чисто для фиксации": "Итак, мирно вопрос решить не удалось. "Дело Дурова", судя по его развитию, только подстегнуло противоборство [российских] элит за право контролировать дискурс в политическом "Телеграме". Будет интересно посмотреть за этой гонкой преследования".
О массовом же возвращении айтишников после громкого задержания Дурова пока ничего неизвестно. Вероятно, они по-прежнему считают, что тише едешь — дальше будешь, к ситуации приглядываются, но звоночек для всех точно нехороший.