Аналитика


Курский кризис может перейти в позиционный тупик
Армия и ВПК | Центральный ФО | В России | Курская область

Сводки боевых действий пополнились неожиданным прорывом ВСУ в Курскую область, хотя для многих остается большим вопросом, почему это стало неожиданностью. Как говорят эксперты, о скоплении большого количества живой силы, боевой техники не могли не знать в приграничных районах, тем более, что вылазки со стороны Украины происходили и раньше, хоть и не заканчивались успехом. Теперь же появился даже новый термин — "Курское приграничье", которое за неделю растянулось на километры.

Как накануне отчитался перед президентом врио губернатора Курской области Алексей Смирнов, спустя семь день вторжения под контролем ВСУ оказались 28 населенных пунктов, глубина проникновения — 12 км, ширина — 40 км. Он также привел данные по населению — эвакуировано и выехало самостоятельно 121 тыс. человек, около 2 тыс. находятся в населенных пунктах, подконтрольных ВСУ, погибли 12 мирных жителей, ранен 121 человек, в том числе 10 детей.

Как отмечают эксперты, противник использовал тактику проникновения, которая уже была известна, но к ней мы оказались не готовы (опять же, возникает важный вопрос "почему?") — когда несколько мобильных малочисленных групп проникают в слабо защищенных участках вглубь, занимают участок, сразу подводят технику и основную часть сил, а затем так же быстро проникают дальше. Тем не менее, судя по всему, на большинстве участков противника и его мобильные группы удалось сковать, но они все же не оставляют попыток найти новые слабые места в обороне.

Сбитая украинская ракета упала на жилой дом в городе Курске(2024)|Фото: администрация Курска

Пока же понемногу становится понятно, что к чему изначально стремился противник — ранее сообщалось, что в атаке на Курскую область принимают участие военные 80-й бригады ВСУ, накануне один из военнослужащих из подразделения был задержан в Беловском районе, сообщили в ФСБ. На допросе украинский военнопленный заявил, что ВСУ ставили задачу дойти до Курска и Белгорода и "захватить побольше территории", чтобы во время мирных переговоров была возможность "поменять" их.

Но есть в этом плане промашка, как отмечает военкор Александр Харченко — ВСУ в погоне за количеством потеряли в качестве, то есть техники и солдат явно меньше, чем необходимо для закрепления на такой большой территории.

"У ВСУ просто не было в резерве такого количества солдат, чтобы моментально выстроить эффективную оборону. При грамотных контрударах оборона противника рухнет и уже мы будем окружать и отбрасывать противника. Но опять же повторюсь, что окно возможностей стремительно закрывается", — пишет военкор.

По его словам, стоит противнику взять лопаты в руки и через два дня взять лесополки будет точно так же тяжело, как и под Авдеевкой.

Как считает военный эксперт Владимир Орлов, одной из причин атаки именно на Курскую область стал уход сил "Вагнера", которые занимались подготовкой резервов, а вместе с тем — недостаточное количество сил:

"То, что накопали окопы — хорошо, но в них же кто-то должен находиться, там должны быть солдаты, туда нужно подводить технику, маневрировать ею, чтобы создавать у противника мандраж. А этого не было — были пограничники, было усиление, но этих сил было недостаточно. Противник накопил ресурс, о чем говорили, о чем знали, но по какой-то причине должной подготовки не было. Почему так получилось?"

Как отмечает обозреватель Борис Рожин, известный также как Colonel Cassad, вполне возможно, что атака на Курскую область может оказаться даже не главным маневром, и оставшимися силами ВСУ могут попробовать нанести удар где-нибудь на запорожском направлении, вернуться к плану десантирования через Днепр в районе Энергодара и Запорожской АЭС с тем, чтобы ее захватить.

Владимир Орлов полагает, что все-таки не исключено развитие наступления именно в Курской области. Возможно, противник специально пытается навязать бой, чтобы зайти где-то еще, например, можно вспомнить направление на Рыльск Курской области, где, как говорят, тоже противник концентрирует войска — возможно, оттуда тоже может быть заход с ударом нам во фланг.

Аналогичную версию высказывает в беседе с Накануне.RU и полковник ВВС в отставке, бывший депутат Госдумы Виктор Алкснис — ведь не просто так режим КТО ввели в соседних Белгородской и Брянской областях.

Надпись "Курск, вся Россия с тобой!" на "Ростов-Арене"(2024)|Фото: скриншот с видео газеты "Варта"

Однако, как высказался накануне на совещании президент, "с Киевом, атакующим мирных граждан и объекты ядерной энергетики, не о чем говорить", поэтому главной задачей Минобороны теперь будет выдавливание противника из Курской области и дальнейшее развитие успехов непосредственно в зоне спецоперации.

Если же изначальный план ВСУ "захватить больше территорий" — или, как предполагали ранее, дойти до Курской АЭС в Курчатове, захватить областные центры — провалился, тогда следующий шаг очевиден — постараться окопаться и удерживать непосредственно участки Курской области. Эксперты сходятся во мнении, что это как раз то, чем и занимаются ВСУ.

"Я думаю, что они будут усиливать территорию, строить оборонительные сооружения, чем они уже сейчас занимаются, и идёт информация о том, что они уже туда привлекают инженерную технику. Они постараются в крайнем случае перевести ситуацию в Курской области в позиционный тупик", — уверен Виктор Алкснис.

"Пока понятно, что противник постарается закрепиться, окопаться, чтобы создать максимум проблем и навязать бои на российской территории", — считает Владимир Орлов.

Борис Рожин строит предположение на ближайшие полторы-две недели, когда будут понятны перспективы. Он считает, что если в ближайшее время российские войска удержат район Суджи, район Коренево, не допустят прорыва к югу от Льгова и Курчатова, то постепенно фронт приобретет тенденцию к позиционности:

"Потом по мере подтягивания подкреплений российская армия перейдет уже к атакам с целью выталкивания противника с нашей территории. Я думаю, что это может произойти в ближайшие полторы-две недели, пока ситуация там еще не стабилизирована".



Евгений Иванов