Аналитика


Планы властей "спихнуть" коммунальную ответственность на концессии проваливаются
Общество | Свердловская область

Муниципалитеты Свердловской области не справляются с поставленными планами по модернизации ветшающего ЖКХ. До конца 2024 года 29 территорий, согласно распоряжению регионального правительства, должны привлечь инвесторов для реконструкции и модернизации коммунальных систем. Причем, ситуация в некоторых городах настолько критичная, что заключать концессионные соглашения местных чиновников заставляет даже прокуратура. Однако на текущий момент информацию о проведении конкурса разместил только Невьянский городской округ. Представители энергоотрасли уверены, что затея провалится из-за высокого износа и "низких" тарифов, а эксперты считают, что муниципалитеты оказались брошены один на один с непреодолимой проблемой гниющего ЖКХ. Бюджетного финансирования на эти цели не предвидится, а концессии, так или иначе, все равно требуют участия казны. Подробности — в материале Накануне.RU.

В перечень муниципалитетов, где в 2024 году в отношении объектов ЖКХ планируется заключение концессионных соглашений, попали 29 территорий. По данным министерства инвестиций и развития Свердловской области, большинство проектов разбросано по сельским поселениям городских округов. В ведомстве необходимость привлечения государственно-частного партнерства объясняют высокой потребностью систем тепло- и водоснабжения в больших объемах финансирования в целях снижения износа и аварийности.

При этом в отдельных территориях с исками о понуждении объявить конкурс на поиск концессионера в суд обратилась прокуратура. Например, такая ситуация произошла в Талицком и Красноуральском городских округах. И несмотря на то, что требования надзорного ведомства были удовлетворены, проекты соглашений до сих пор не оформлены. В Талице чиновники все еще ведут разработку документации. В Красноуральске сложилась схожая ситуация, но по другим причинам — документацию из-за недоработок неоднократно отклоняло минЖКХ Свердловской области.

В свою очередь, сами муниципальные власти не верят в успешный исход своей работы и ссылаются на сверхизношенное состояние городских трубопроводов и котельных. По их оценкам, износ уже превысил 80%, а средств на ремонты не хватает. Пока территориям удается выживать за счет небольших субсидий из облбюджета, но это только капля в море. Сети продолжают рваться во время отопительного сезона, оставляя тысячи жителей без воды и тепла.

"Нам очень сложно найти концессионера, так как предлагаемое имущество находится в ужасном состоянии, а предложить большие платежи или рост тарифов мы не можем. Это абсолютно не привлекательная для бизнеса история и поделать с этим ничего нельзя", — поделился с Накануне.RU профильный чиновник одного из сельских поселений.

водопровод, ЖКХ, труба, коммунальное хозяйство, ЖКХ(2019)|Фото: Накануне.RU

Потенциальные инвесторы придерживаются схожей точки зрения. Представитель одной из теплоснабжающих компаний региона пояснил, что при рассмотрении таких вопросов в первую очередь изучается финансовая модель: необходимый объем вложений, сложность работ, сроки возврата инвестиций и доходность.

"Инвесторы очень неповоротливо заходят на такие проекты даже в мегаполисы, где экономика в десятки раз лучше, а в малых городах провернуть такое на рыночных условиях практически невозможно. Возврат инвестиций при концессии может обеспечиваться за счет тарифов или платы концедента, то есть бюджета. Но с учетом требуемых вложений и числа потребителей, тариф придется задрать до невообразимых пределов, а в бюджете денег не на всех не хватает", — объяснил сотрудник энергокомпании.

Эксперты считают, что муниципалитетам никогда не справиться с коммунальной проблемой без помощи региональных и федеральных властей. При этом в трехлетнем бюджете РФ запланировано сокращение расходов на ЖКХ в два раза — с 884 млрд руб. в 2024 году, до 506 млрд в 2025 и 381 млрд в 2026 году. Институт концессии хоть и позволяет при определенных условиях привлечь некоторую долю частного капитала, но модернизация ЖКХ все равно требует значительного бюджетного участия, причем, не муниципального.

Председатель комитета по ЖКХ Госдумы РФ Галина Хованская считает, что этот механизм и вовсе невозможно реализовать в малых городах и сельских территориях.

"Безусловно, инвестор — не благотворитель, и, в первую очередь, берет только те элементы инфраструктуры, которые выгодны и из которых можно выкачать максимум прибыли, не прилагая особых усилий, чтобы ее отремонтировать и содержать в нормальном состоянии. В сельских же поселениях это исключено, если не увеличивать тариф, что невозможно из-за предельных индексов. К прочему, этот вариант, особенно перед выборами, регионы стараются не задействовать. Второй вариант — доплачивать концессионеру из бюджета, но зачем это нужно, если финансирование можно направить напрямую, чтобы заменить наиболее проблемные участки? Поэтому концессия в маленьких поселениях исключена, там все ляжет на бюджет", — резюмировала собеседница Накануне.RU.

По данным мининвестиций Свердловской области, на текущую дату уже заключено 43 концессионных соглашения в ЖКХ, однако внушительные частные инвестиции по ним предусмотрены в основном только в крупных городах. Например, в 2023 году было заключено масштабное концессионное соглашение в отношении системы теплоснабжения второго по величине города — Нижнего Тагила. Концессионером стало "Регионгаз-Инвест" (принадлежит ПАО "Роснефть"), бюджет Свердловской области направит на эти цели 1,3 млрд руб., тогда как компания должна вложить не менее 2 млрд. Аналогичные параметры концессий применялись при подписании соглашений с "Т Плюс", например, в Первоуральске и Березовском.

Ликвидация аварийной ситуации на тепловых сетях на пересечении улиц Окунева и Энтузиастов в Нижнем Тагиле(2023)|Фото: скриншот видео со страницы Владислава Пинаева / vk.com/pinaev_vladislav

При таком активном участии бюджета государственно-частное партнерство больше походит на обычный договор господряда, который маскируют под "концессионное соглашение". В этой парадигме государство перекидывает обязательства на третьих лиц, нагружая при этом бюджет, который и без того испытывает трудности. Так, например, Свердловская область уже лидирует по уровню госдолга среди регионов УрФО и входит в число первых по этому показателю в РФ, уступая только Москве, Подмосковью, Нижегородской области Татарстану и Краснодарскому краю.

Тем временем, пока власти ищут денег, коммуналка не получает должных ремонтов. По данным министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, почти половина всех тепло- и водопроводов уже сейчас отработаны на 100%. Проблема носит системный характер и требует системного же подхода для ее решения. Отсутствие такого подхода минувшей зимой уже вылилось в ряд крупных аварий в разных муниципалитетах. Так, беспрецедентные ЧП, оставившие сотни людей без тепла и воды, произошли в Нижнем Тагиле и Первоуральске.



Никита Светлов