Аналитика


Внутри Минобороны создают "министерство военных финансов"
Армия и ВПК | В России

Назначение новых заместителей министра обороны пока вызывает много вопросов. Понятно, что нужно наладить отношения между "пушками" и "маслом", как выразился президент по поводу Андрея Белоусова на посту главы ведомства, но неужели для этого нужны сплошь финансисты, экономисты и аудиторы? По крайней мере, последними заместителями пока стали Анна Цивилева, Павел Фрадков, Олег Савельев, первым замминистра обороны стал Леонид Горнин. Что про них известно в общих чертах?

Олег Савельев — в прошлом аудитор Счетной палаты, занимался этим пять лет, по профессии экономист, с 2019 года курировал направление аудита обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. В Министерстве обороны назначен руководителем аппарата министра.

Леонид Горнин — долгое время работал по направлению финансов в Новосибирской области, в прошлом был заместителем министра финансов РФ, затем — первым замом, доктор экономических наук. В Министерстве обороны будет курировать вопросы финансового обеспечения вооруженных сил.

Анна Цивилева — окончила Ивановскую государственную медицинскую академию по специальности "врач-психиатр", затем занялась поставками медицинского оборудования, после — перешла в социальную сферу, кандидат экономических наук. Указом президента был создан Госфонд поддержки участников СВО, где Цивилева стала председателем. В Министерстве обороны будет отвечать за организацию социального и жилищного обеспечения военнослужащих.

Павел Фрадков — по профессии юрист, экономист, в прошлом был заместителем руководителя Федерального агентства по управлению госимуществом, первым заместителем Управляющего делами президента РФ. В Министерстве обороны будет решать вопросы управления имуществом, земельными ресурсами, строительства объектов.

В целом направление их деятельности понятно, но все же — почему нет ни одного военного? Более того, некоторых настораживают все более частые появления в государственном аппарате родственников. Так, например, Павел Фрадков — сын Михаила Фрадкова, бывшего директора СВР. Анна Цивилева — не только супруга министра энергетики Сергея Цивилева, в прошлом губернатора Кемеровской области, но и, по разным данным, может быть двоюродной племянницей президента. И это не первые назначения младших родственников на высокие должности.

Эксперты пока относятся к этому без воодушевления, впрочем, как и без особого негатива в большинстве. Так, военный эксперт Владимир Орлов, например, напоминает, что в американском подразделении Министерства обороны США DARPA, которое занимается исследованиями и разработкой перспективных технологий, преимущественно работают гражданские специалисты, "выходцы из MIT с длинными волосами, а на стенах у них — постеры с Дартом Вейдером".

Эксперт в беседе с Накануне.RU также добавил, что если под управление замов попадут чисто административные блоки, которые связаны только с работой, например, по гособоронзаказу, с вопросами социального обеспечения, организационного обеспечения в части функционирования аппарата, то в этом нет ничего страшного. В общем, как и заявлялось ранее, за военную часть и решения на фронте будет отвечать Генштаб, а Министерство обороны — за налаживание процессов и решение административных задач.

Политолог Максим Жаров считает в целом, что сейчас оценивать новые назначения рано — ничего еще не сделано новоиспеченными чиновниками, а понять, в какую сторону движется аппарат, можно будет через два-три месяца:

"Давайте подождем — пройдет определенное время, эти люди себя как-то зарекомендуют, потом можно будет это оценить и сделать выводы. Тем более нужно дождаться назначения других заместителей — если это будут военные, тогда можно будет как-то оценивать".

В назначении "младших родственников" на высокие должности эксперт также не видит тренда в политике Кремля — по крайней мере, пока слишком мало подобных решений в кадровом вопросе.

С другой стороны, военный эксперт, полковник авиации в отставке Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU отметил, что разделение Минобороны на как бы два под-ведомства — сомнительное решение:

"Когда высшее руководство Министерства обороны состоит из экономистов, финансистов и аудиторов, то ведомство превращается в "министерство военных финансов". А армия строится на принципах единоначалия. И когда сам президент заявляет, что Белоусов не отвечает за военные дела, а занимается финансами и прочим — деление армии на две части в виде министра обороны, его замов и Генштаб, который отвечает за боевые действия и фронт — то не может такое ведомство нормально работать".



Евгений Иванов