В Общественной палате (ОП) РФ прошли общественные слушания по изменению налогового законодательства. Обсуждался недавно внесенный в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ. Накануне.RU приводит самые интересные замечания и предложения.
Как сказал председатель Комиссии ОП РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик и председатель правления фонда "Круг добра" протоиерей Александр Ткаченко, на Руси все решения всегда оценивались с точки зрения справедливости, которая для людей важнее эффективности и даже законности. И решение об изменении налоговой системы люди тоже будут оценивать именно с точки зрения справедливости. Люди должны понимать, на что тратятся налоги, а их целевое назначение налога должно соответствовать ценностям российского общества.
Бенефициарами изменения налоговой системы станут регионы, считает директор департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований Дарья Кислицына. Все текущие налоги, которые идут в регионы, останутся в регионах, а собранные налоги вернутся в регионы в виде трансфертов. Две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам будет списано. При этом налоговый вычет семьям с двумя и более детьми с невысокими доходами будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
Самым содержательным (и первым по счету) было выступление замминистра финансов РФ Алексея Сазанова, который и сообщил основные изменения, которые будут внесены в законодательство. Их главная цель — обеспечить сбалансированность бюджета в перспективе до 2030 года. Он напомнил, что в первую очередь изменения коснутся НДФЛ. Прогрессивность шкалы НДФЛ будет усилена. Если сейчас шкала НДФЛ двухступенчатая: до 5 млн рублей в год — 13%, свыше 5 млн — 15%, — то будет так:
• до 2,4 млн рублей — 13%;
• от 2,4 млн до 5 млн — 15%;
• от 5 млн до 20 млн — 18%;
• от 20 млн до 50 млн — 20%;
• свыше 50 млн — 22%.
Однако облагаться повышенным налогом будет только разница. То есть у богатых первые 2,4 млн дохода все равно будут облагаться по ставке 13%, следующие 2,6 млн - 15% и т.д.
Но за счет повышения налогов на богатых будет введен налоговый вычет для семей с детьми, среднедушевой доход которых ниже полутора прожиточных минимумов для своего региона, равный 7%. Иными словами, эффективная ставка НДФЛ для них составит 6%. Эта выплата будет делаться по итогам года через институт социального казначейства за счет федерального бюджета, чтобы не затрагивать доходы субъектов РФ. А стандартные налоговые вычеты на второго и третьего ребенка будут проиндексированы - с 1,4 тыс. рублей до 2,8 тыс. и с 3 тыс. до 6 тыс. соответственно.
При этом изменения не коснутся участников СВО. Также сохранится предельная ставка 15% для доходов в виде процентов по депозитам, дивидендам, доходам по операциям с ценными бумагами. Кроме этого, будет предусмотрено ограничение на применение льгот по НДФЛ для доходов от продажи ценных бумаг, которые находились в собственности более пяти лет: будет отменена льгота и сохранена только в части доходов, не превышающих 50 млн рублей. С 1 января 2025 года предусматривается отмена курсовых экспортных пошлин, которые будут заменены на повышение корпоративного налога с 20% до 25%. Такие же ставки, например, в Китае и Иране. А во многих западных странах ставка корпоративного налога еще выше.
Хотя о поддержке семей с детьми через снижение налогов говорили многие, в основном повторяя и поддерживая предлагаемые изменения, наиболее содержательным было выступление председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергея Рыбальченко. Он тоже поддержал изменения, но упомянул о демографии более детально.
По его словам, мировой опыт показывает, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ способствует снижению смертности низкодоходной группы населения. Но все прогрессивные системы налогообложения в странах, которые проводят политику поддержки рождаемости, дополняются системой семейного налогообложения, которая учитывает семейную нагрузку на работающих. И налоговая политика должна это учитывать. Тем более что президент РФ Владимир Путин постоянно говорит: многодетная семья должна стать нормой жизни общества.
Он предложил сделать налоговый вычет для семей с двумя и более детьми не ежегодным, а ежемесячным, что будет более понятным. И распространить его на все семьи, а не только на бедные, потому что иначе мы опять возвращаемся не к поддержке семей, а к борьбе с бедностью. Тогда семьи не будут занижать свои официальные доходы. А в будущем надо разработать понижающие коэффициенты, учитывающие брачное состояние, количество детей и стариков. Также желательна ежегодная индексация налогового вычета и привязка к каждому последующему ребенку.
"В последние годы принимались меры, в основном направленные на помощь малоимущим семьям, — пособия и выплаты. Они исчерпали свой социальный потенциал, демографически неэффективны, провоцируют иждивенчество, разводы и стремление сохранить бедность. Нужны новые меры, стимулирующие рост благосостояния семей с детьми и стремление к экономической активности и совмещению трудовой занятости с воспитанием детей", — сказал Рыбальченко.
Что касается налогового вычета для семей с детьми, то предполагается, что граждане, которым положен такой вычет, должны будут подать заявление о его назначении с 1 мая до 1 октября года, следующего за годом, в котором был уплачен НДФЛ. То есть с 1 мая по 1 октября 2026 года, чтобы им вернули сумму за 2025 год. Что мешает это сделать ежемесячным и беззаявительным, не совсем понятно.
Судя по анонсированным изменениям налоговой системы, они должны положительно отразиться на семьях с детьми через снижение налогов. К улучшению демографии это вряд ли приведет (да такая задача и не ставится), но снизить социальное напряжение должно.