Аналитика


Эксперты обсуждают перспективы "цифровых дорог" в России
Наука и техника | В России

Проблемы беспилотной авиации, в частности полеты дронов на территории РФ в гражданских целях, обсудили на ПМЭФ. Задачу рассмотрели со всех сторон - высказались и производители дронов, и Росавиация, и "Глонасс", и многие другие. В целом пришли к согласию, что нужно проблемы решать сообща, иначе отставание от мировых трендов неизбежно, передает корреспондент Накануне.RU.

На Петербургском международном экономическом форуме прошла дискуссия на тему дронов для гражданских целей — тут и логистика, перевозка, доставка грузов, тут и сельское хозяйство. Обозначено все это общим термином "цифровое небо", и главным вектором развития обозначены "технологии глобального лидерства России для массового применения беспилотной авиации".

Основной вопрос, на который необходимо ответить сегодня, обозначил модератор сессии — генеральный директор "Платформа Национальной технологический инициативы" Дмитрий Песков, по его словам, еще несколько лет назад дроны были в общем представлении игрушками, но пару лет назад произошло "массовое вынужденное осознание этой проблемы", стартовал нацпроект, появился целый ряд частных инициатив, и сегодня нужно ответить на вопрос — что мы делаем и в какой точке сейчас находимся.

ПМЭФ 2024(2024)|Фото: скриншот трансляции ПМЭФ 2024 / forumspb.com

Для достижения лидерства России необходимы не только дроны, но и связь с ними даже за пределами видимости. Как поясняет Алексей Райкевич, генеральный директор "Глонасс", для этого появилась идея гибридной связи — чтобы связь с беспилотником была в любой точке пространства, необходимо также импортозамещение в высокоточной навигации. До 2022 года это место было занято зарубежными компаниями, но когда они ушли, почти 80 тыс. высокоточной техники остались без навигации.

"Частично эту потребность закрыли наши китайские "партнеры-конкуренты", но наша необходимость — развивать самим такие технологии. Высокоточка не требует дополнительного финансирования, но должна найти свое отражение в нацпроекте", — пояснил Райкевич.

Он также добавил, что более трех лет такие технологии разрабатывались в "Глонасс", и недавно было подписано соглашение с Тимирязевской академией для проведения испытаний.

проект "Цифровое небо" на ПМЭФ 2024(2024)|Фото: скриншот трансляции ПМЭФ 2024 / forumspb.com

Но в гибридную связь могут входить не только спутники на геостационарной орбите, но и низкоорбитальные группировки, одну из которых на мероприятии представлял Николай Пожидаев, председатель правления "Ситроникс". По его словам, для надежной связи нужно как минимум 92 аппарата — тогда можно будет мониторить за пределами видимости все беспилотное — и дроны, и корабли, и автомобили. А если спутники будут с двусторонней связью, то можно будет еще и управлять беспилотниками, пусть и с небольшой задержкой.

Но кроме успехов, спикеры констатировали и проблемы. Так, например, генеральный директор "Флай дрон" Никита Данилов отметил, что необходимо выработать ключевые характеристики системы, которая сможет регулировать "цифровые дороги", по которым будут передвигаться беспилотники. И в этой системе, по сути, должно быть предусмотрено разделение на "свой-чужой", чтобы можно было защититься от других автономных аппаратов.

"Закрытие воздушного пространства эффективности не показало, показало только то, что посадили на землю множество добропорядочных дронов", — добавил Данилов.

технологическая готовность к применению гражданских беспилотников, ПМЭФ 2024(2024)|Фото: скриншот трансляции ПМЭФ 2024 / forumspb.com

Иван Анцев, исполнительный директор "НПП "Радар ммс", в свою очередь, затронул тему безопасности не только в полете — как разводить летательные беспилотные и пилотируемые аппараты, но и в случае нештатных ситуаций — как сделать так, чтобы в случае кризисного случая дрон не нанес ущерба на земле.

Максим Чижов, генеральный директор "Агримакс.Аэро", сравнил наш опыт с китайским — в КНР на данный момент более 300 тыс. дронов выполняют множество разных задач, в том числе и сельскохозяйственные, и за последние несколько месяцев Китай перешел от политики "везде запрещено, летаем там, где разрешено" к политике "везде разрешено, летаем везде, где не запрещено". В России же этого пока не происходит — его опыт подсказывает, что в определенных случаях даже добропорядочные компании с дронами гражданского назначения вынуждены проходить полную сертификацию и получать множество разных разрешений. Ответ от руководителя "Росавиации" Дмитрия Ядрова последовал в ключе — стараемся решать проблемы оперативно и делать упрощения в разрешениях, но субъекты РФ в большинстве держат ограничения по разрешениям. Замминистра экономического развития Максим Колесников также отметил, что со стороны ведомства делается все для упрощения процедур.

опрос о массовом применения гражданских беспилотников на ПМЭФ 2024(2024)|Фото: скриншот трансляции ПМЭФ 2024 / forumspb.com

Наконец, один из главных вопросов поднял генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов, который отметил, что для решения задач нужны не просто решения — нужен софт, который должен быть полностью отечественным. А это и картография, и связь со спутниками, и управление роями, и комплексы подавления, и автономность, и решения в сфере ИИ.

"В настоящий момент создан индустриальный центр компетенций беспилотного авиационного транспорта, туда вошли ключевые участники рынка. Консолидированный функциональный заказ, который формулирует центр, позволит перевести весь необходимый объем разработки, доработки и внедрения ПО и ПАК в формат особо значимых проектов, которые могут быть профинансированы при поддержке правительства", — заявил Павлов.

В завершение Дмитрий Песков задался философским вопросом — какой подход для развития беспилотной авиации лучше. С одной стороны есть метод развития "цифровых дорог", по которым движутся беспилотники, а для этого нужна инфраструктура, группировки спутников и прочее, с другой — развитие компьютерного зрения, искусственного интеллекта и саморегулирование дронов в зависимости от обстановки вокруг. Как показала практика автомобилей с ИИ, пока массового применения они обеспечить не могут — случается слишком много нештатных ситуаций, из-за чего беспилотные авто только устраивают пробки и попадают в аварии, поэтому тут выигрывают "цифровые дороги", но с другой стороны — если все бросить на обустройство таких путей, то можно проиграть гонку в сфере развития ИИ.

Как итог — предложение встретиться через год и обсудить уже решенные задачи и сформировать дальнейшие пути развития отрасли.



Евгений Иванов