Команда молодых ученых Пермского Политеха разработала малогабаритный двигатель для БПЛА с новаторской системой подачи топлива и возможностью дистанционного контроля параметров. Умная система позволит на 30% снизить затраты на производство и эксплуатацию двигателей для беспилотников. Недавно в вузе наградили победителей конкурса "Изобретатели Пермского края", где в одной из номинаций разработка команды ученых заняла II место. О том, как пришла идея создания двигателя, как его разрабатывали, члены команды рассказали в интервью Накануне.RU.
Катастрофическая зависимость производства БПЛА от импортных комплектующих уже стала притчей во языцех. Вице-премьер Андрей Белоусов еще до назначения в Минобороны на совещании у президента прямо заявлял, что доля импорта составляет 80%. И даже электродвигатели закупаются за границей. Идея создания отечественного двигателя принадлежит руководителю проекта, Даниялу Асадихендустани. Вместе с ним в команде работают: Иван Лазарев, Екатерина Михайлец, Роман Мукминов, Андрей Ширинкин.
Иван Лазарев рассказал Накануне.RU, что на одной из пар научный руководитель проекта сообщил о наборе в команду для работы над созданием турбореактивного двигателя для БПЛА.
"Недолго раздумывая, я согласился, ведь давно хотел заниматься подобной деятельностью. Спустя некоторое время другие мои одногруппники заинтересовались данным проектом, и команда начала формироваться", — поделился он.
Екатерина Михайлец добавляет, что это произошло довольно спонтанно, и сначала она решила, что речь идет про обычный квадрокоптер, но, когда вскоре услышала от одногруппников, что их проект связан с турбореактивным двигателем, то тоже попросилась в команду.
По словам Данияла Асадихендустани, техническая часть проекта отработана, есть несколько нюансов, которые необходимо обсудить во время создания первого рабочего прототипа. Общая база информации и разработка двигателя собраны по разработке новейших моделей, доступных в мире, с использованием персонализированных технологий в системе проектирования и управления.
На данный момент самым сложным этапом оказалось составление точного описания продукта.
"Хорошо, когда есть идея, но уметь ее грамотно описать, сравнить с аналогами, выявить преимущества и недостатки — непростая задача. Мы все вместе работали над детализацией проекта и обращались к преподавателям за советами", — говорит Екатерина Михайлец.
Иван Лазарев отмечает, что двигатель все еще находится в разработке, и его только предстоит собирать и испытывать, однако "мы находимся на верном пути к этому".
Проектируемый двигатель подходит для БПЛА самолетного типа, в них он и будет установлен. Даниял Асадихендустани считает, что разработка будет интересна многим государственным органам и частным предприятиям. Двигатель может устанавливаться на БПЛА, задачей которых является быстрая доставка грузов на дальние расстояния и эксплуатация в сложных погодных условиях.
Так или иначе, Даниял Асадихендустани отмечает, что конкурс "Изобретатели Пермского края" был хорошим началом для того, чтобы узнать, как и что в проекте надо развивать и на какие этапы проекта стоит обратить больше внимание, так как в этот период проходит множество конкурсов и к ним надо готовиться.
Роман Мукминов добавляет, что команде очень сильно помог "Бизнес-Инкубатор", предложив поучаствовать в конкурсе, потому что проект выглядел перспективно, и студенты хотели заявить о себе на весь Пермский Политех, чтобы "узнать о таких же стартаперах, как и мы, и получить массу полезных советов".