В Госдуму внесен законопроект об участии Российской академии наук в экспертизе школьных учебников. Так, депутаты предлагают скорректировать федеральные законы "Об образовании в РФ" и "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук (…)", закрепив участие РАН в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, которые включаются в федеральный перечень учебников для начального, основного и среднего общего образования. Эксперты при этом настаивают, что нужно не только проинспектировать новые учебники, но и провести ревизию старых, советских — все равно многие родители и некоторые учителя прибегают к их помощи, есть на то причины. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Содержание учебников в постсоветское время самые смелые эксперты называют деградацией. Ясно, почему — при смене политической системы произошла и замена учебных пособий, требований к качеству было все меньше, неудивительно, что и качество знаний резко упало. В любом случае, исторические события, которые трактуются сегодня по-другому, — не причина для того, чтобы в школьных пособиях были ошибки как фактические, так и стилистические, на что все чаще обращают внимание эксперты на разных уровнях. Теперь академиков РАН хотят привлечь к тому, чтобы перепроверить — чему же учат в современных школах.
Проблема шире — главное не только чему, но и как, и кто — в старших классах вполне объяснимый уклон в подготовку к ЕГЭ стирает знания, которые еще могли быть заложены, в угоду тестированию, а качество подготовки педагогических кадров оставляет желать лучшего. Конечно, здесь можно поспорить, учитель учителю рознь, во-первых, во-вторых — даже хорошо подготовленный специалист, для которого работа в школе не только "работа", но и призвание, зачастую завален не только внеклассными обязанностями, докладами и отчетами, но и повышенной нагрузкой, что времени и сил на качество уже не остается.
Но согласимся с экспертами в том, что первопричина падения уровня образования — отсутствие вектора, если хотите, цели.
"Должна быть цель — кого мы воспитываем? Здесь мы должны сформировать модель на основании какой-то методологии. Вот этого у нас нет, к сожалению. Нет методологии обучения. А если нет методологии, нет цели, то поэтому такой провал. Второй провал — это методы преподавания, мы неоднократно задавались вопросом — а кто выходит из педвузов? Что за кадры у нас в школе? Мы должны слушать прежде всего преподавателей "снизу". Инициативы должны идти из школ, от практиков", — говорит исполнительный директор Национального родительского комитета, советник президента Ассоциации заслуженных врачей России Юрий Оболонский.
У нас нет стратегии и понимания, кого мы выпускаем из школы, соглашается омбудсмен в сфере образования Амет Володарский и приводит пример из истории, когда стратегия и понимание все же были, да и задачи оказывались порой сложней — например, борьба со всеобщей безграмотностью. И вопрос безграмотности был решен, как и многие другие, на основании той стратегии, которая была разработана Луначарским. Тогда новая власть понимала, насколько нужно образование, говорит Володарский:
"Те реформы, которые проводил Луначарский, это все равно, что если бы сейчас пришел такой же, как Луначарский, и отменил бы все традиционные, старые учебники, поставил бы целью детей не изучать теорему Пифагора, которая сейчас в том виде, в котором мы изучали, а поставил бы целью научить детей учиться. Научить детей учиться. Научить детей мыслить, научить детей создавать проекты и не сдаваться перед трудностями. Вот это три-четыре важных вещи, которые нужно сегодня сделать. Поэтому учебники сегодня, в ближайшие лет десять, уходят на второй план, на первый план выходят именно учителя. Учителя становятся проводниками в этом очень сложном, большом информационном мире".
Доктор филологических наук, заведующая кафедрой медиа-обеспечения государственных интересов и национальной безопасности Института права и национальной безопасности Президентской Академии, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Лидия Малыгина несогласна, что ключевой фигурой сегодня можно считать учителя — ведь тут как кому повезет из учеников, гораздо надежней делать ставку на учебники, которые достойны критики по многим причинам.
"Учебник в школе — это факел, который освещает путь к знанию. Экспертиза учебников должна быть комплексной. Современный учебник в школе у меня больше вызывает вопросов — знания разрозненные. Мне кажется, что даже учебники начала века и середины 20 века в ряде случаев, даже с точки зрения методики, лучше. Можно и предмет полюбить, и заинтересоваться, я считаю, что нам ни в коем случае этот фундамент нельзя убирать, отсекать. Я вижу попытку постоянно придумывать что-то новое, верю, конечно, в наших академиков", — говорит Лидия Малыгина.
А если отдавать все на откуп учителям, то есть риск, что ребенок станет заложником того, что попался ему плохой или недостаточно опытный учитель. Эксперт настаивает, что учебник все же здесь главнее, и он должен быть без фактических и стилистических ошибок, изложение должно быть максимально полное и простое в подаче, как раз именно за это педагоги хвалят советские пособия, с ними не приходилось изучать калейдоскоп различных дополнительных методичек:
"Не только Луначарского хочу вспомнить, мы не так давно отмечали столетие программы ликвидации безграмотности, в новой технологической среде, с учетом всех методов, наработок Крупской, мы должны этот ликбез, эту ликвидацию безграмотности проводить. Потому что население у нас безграмотно опять. Нас так в интернете научили писать, что без ошибок ни одно сообщение уже не приходит. Мы живем в эпоху цифровой деградации. Дети только в телефоне, они привыкли только к видеоконтенту, им бы хотелось, чтобы учебник был озвученный и лучше в видеоформате представленный. Воображение страдает, у детей плохо развито воображение, они не могут представить что-то яркое, прочитав текст. Они хотят, чтоб им сразу показали, они хотят, чтобы педагог был массовиком-затейником".
Эксперт заключает, что академикам стоит не только проверить современные учебники, но и устроить ревизию старых — по ее мнению, раньше были великолепные пособия и по русскому языку, и по математике:
"Помните, как тогда котировались наши математики и физики по всему миру? Наверное, не просто так. Наверное, была выстроенная система подготовки. Зачем мы все разрушаем?"