Правительство РФ отложило сроки ввода строящихся экотехнопарков по обращению с отходами первого и второго класса опасности (ОПВК). Созданием объектов в Курганской, Саратовской, Кировской областях и Удмуртии занимается подконтрольный "Росатому" ФГУП "Федеральный экологический оператор" (ФЭО). Руководство предприятия заявило о проблемах с поставками импортного оборудования, заложенного в проектную документацию, которому пришлось оперативно искать замену. Сейчас, по словам представителей ФЭО, все технические решения уже найдены, однако запуск мощностей все же откладывается на 2024-2026 годы. Подробности — в материале Накануне.RU.
Напомним, в рамках реализации федерального проекта "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности" в составе национального проекта "Экология" федеральный оператор создает сеть экотехнопарков, которые должны обеспечить экологически безопасную и эффективную с точки зрения извлечения вторичных материальных ресурсов переработку отходов.
Экотехнопарки — это сеть межрегиональных производственно-технических комплексов, отвечающих принципам наилучших доступных технологий и наилучших экологических практик. Четыре экотехнопарка создаются на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртской Республике. Объекты завершили свою работу, связанную с химическим разоружением, и готовы к перепрофилированию под новую задачу. "С нуля" будут построены два экотехнопарка в Томской и Иркутской областях и создано уникальное производство по переработке химических источников тока в Нижегородской области. Мощность каждого такого объекта рассчитана на 50 тыс. тонн ОПВК в год, а стоимость строительства оценивается в 5 млрд руб.
Изначально планировалось, что все семь объектов будут введены до конца 2024 года, однако, как стало известно сейчас, согласно постановлению правительства РФ, объекты в Курганской и Саратовской областях создадут с опозданием на год, только к концу 2024 года. А по данным системы федеральной адресной инвестиционной программы, в Кировской области и Удмуртии они появятся в 2026 году.
Руководство ФЭО связывает это с тем, что при проектировании объектов закладывалось импортное оборудование, но после введения санкций в 2022 году возникли проблемы с его приобретением. Как следствие, пришлось искать варианты импортозамещения.
"В условиях санкций со стороны недружественных государств в отношении РФ ряд иностранных поставщиков ограничили работу с российскими партнерами. Благодаря слаженной работе команды "Росатома" удалось импортозаместить технологические решения, подобрать аналоги оборудования, которое по ряду параметров даже превосходит зарубежные. Задачи, которые ставит государство по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации, госкорпорация решает максимально оперативно, развивая современные отечественные технологии в отрасли обращения с отходами и создавая мощный задел для растущего рынка для их безопасной переработки в будущем", — заявлял ранее гендиректор ФГУП "ФЭО" Максим Погодин.
C 1 марта 2022 года ФЭО осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов на всей территории России. Предприятие работает через цифровую платформу ФГИС ОПВК, регистрация на которой для предприятий с 1 марта 2024 года стала обязательной. Теперь все производства, в ходе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны заключать с ФЭО договоры и подавать заявки на вывоз отходов в режиме реального времени. Сюда тоже должна подгружаться вся информация об ОПВК. Тариф на вывоз отходов I класса составляет 222,9 тыс. руб. за 1 тонну без НДС. Тариф на отходы II класса — 62,47 тыс. руб. По данным из отчета ФГУП за 2023 год, в цифровой платформе в рамках "единого окна" работают 90,6 тыс. пользователей. Это представители более 50 тыс. юридических лиц, что составляет уже более 80% участников рынка.
Однако, пока не создано ни одного из запланированных предприятий по утилизации, ФЭО приходится только администрировать потоки опасных отходов. Так, получая информацию из ФГИС, предприятие контрактуется с уже существующими заводами-утилизаторами и транспортными компаниями, фактически выполняя роль посредника. Это сильно осложняет оперативную утилизацию ОПВК, а с учетом санкционного давления решение проблемы отложилось на более поздний срок.
Кроме того, участники рынка переработки стали отмечать тенденцию, что после начала реформы предприятия резко сократили количество образуемых отходов, но произошло это только на бумаге. Проблема заключается в том, что контроль за достоверностью и полнотой вносимых самими промышленниками данных как таковой отсутствует, что позволяет им распоряжаться ОПВК самостоятельно и не оплачивать дорогостоящие услуги ФЭО. На одном из последних заседаний комитета Госдумы РФ по экологии было озвучено, что количество ОПВК резко упало в четыре раза. Это, в свою очередь, нарушило финансовые планы федерального оператора, доходы которого напрямую зависят от объемов.