Регионы Сибири под давлением ФАС начали переходить на дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения. Мера, как указывали на федеральном уровне, была призвана прекратить злоупотребление льготными тарифами при ведении "серого" бизнеса. В первую очередь, это касается полулегального майнинга, столицей которого уже называют Иркутск. Однако решения местных властей оказались бесплодными. Также не удалось добиться и второй цели: сокращения объемов перекрестного субсидирования. Таким образом, полулегальные криптофермы пока продолжат эксплуатировать низкие тарифы для населения, а финансовая нагрузка на промпредприятия в виде перекрестки продолжит расти. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Работа федералов по легализации майнинга и выводу новой отрасли в правовые рамки, судя по всему, буксует. Причиной тому стало отсутствие проработанной "нормативки" в части применения дифференцированных тарифов и откровенно формальный подход регионов.
Дифференцированные тарифы предполагают, что стоимость электроэнергии для населения будет увеличиваться пропорционально объемам потребления. Федеральное законодательство дает регионам право самостоятельно определить 3 диапазона (или нормы) потребления. Если не выходить за рамки первого — тарифы будут соответствовать текущим ценам, а перерасход электроэнергии будет вести к кратному удорожанию киловатт-часа.
Такой подход, по словам законодателей, позволяет в первую очередь исключить злоупотребление льготными тарифами. Дело в том, что стоимость ресурса для населения сейчас субсидируется за счет бюджета и повышенных платежей юридических лиц (так называемое, перекрестное субсидирование). Однако под видом населения часто оказываются предприятия, которые используют льготные цены в коммерческих ценах. В основном, это "гаражный" майнинг, процветающий в регионах Сибири: Иркутской, Новосибирской областях и Красноярском крае.
Это ведет уже ко второй системной проблеме: высоким тарифам для бизнеса, которые оказываются перегружены субсидированием тех же майнеров, сидящих на льготных ценах, а не самого населения. Таким образом, задумка ФАС должна была убить двух зайцев: отрезать "серых" коммерсантов от дешевой электроэнергии и снизить нагрузку на предприятия за счет снижения объемов перекрестного субсидирования, которое, к слову в 2024 году оценивается в 290 млрд руб.
На сегодняшний день в 53 регионах уже приняли решения о переходе на диффтарифы. Еще 20 субъектов, включая Иркутск, Красноярск, Приангарье и Курган, перейдут на дифтарифы с 1 мая. Причем регионы, где проблема стоит наиболее остро, сделали это отнюдь не добровольно. ФАС пришлось отменять решения РЭКов и обязывать их установить соцнормы энергопотребления. Но и здесь субъекты нашли лазейку: большинство территорий ограничило первый диапазон планкой в 11 тыс. кВт/ч, а второй — 16 тыс. кВт/ч. Примечательно, что власти Иркутской области пошли еще дальше и планируют лимитировать первый диапазон отметкой 25 тыс. кВт/ч, что никак не решает поставленной задачи по борьбе с майнерами.
По мнению аналитиков НИУ ВШЭ, широкие диапазоны потребления электроэнергии, а также нежелание отдельных регионов с особо низкими тарифами внедрять механизм дифференциации приводит к злоупотреблению правом и росту предпринимательской активности, которая создает угрозу для развития энергосистемы. Серьезными недостатками методики с точки зрения снижения перекрестного субсидирования и ограничению деятельности "серого" майнинга являются: отсутствие порядка расчета порога диапазона потребления, возможность установления минимальных темпов прироста тарифов при переходе в другой диапазон потребления, а также отсутствие нормативно установленной зависимости темпов снижения перекрестного субсидирования и параметров дифференциации тарифов для населения.
"Внедренный в России механизм дифференциации тарифов для населения ни в одном из регионов не привел к снижению перекрестного субсидирования. Чтобы снизить перекрестное субсидирование на 1%, дополнительный к существующему прирост средневзвешенного тарифа для населения должен составить от 0,44% до 0,9%. Полная ликвидация перекрестного субсидирования потребует прирастить тариф от 49% до 90% в зависимости от региона. При этом увеличенный тариф должен действовать на весь объем потребления электроэнергии населением", — считает руководитель проектов Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Сергей Сасим.
Проблема "серого" майнинга значительно обострилась в последнее время. В отдельных регионах с низкой стоимостью ресурса криптофермы буквально перегрузили электросетевую инфраструктуру и создали энергодефицит. Так, по оценкам Минэнерго РФ, объемы годового потребления оцениваются примерно в 16 млрд кВт/ч или 1,4 % от общего потребления в стране, а задействованные под майнинг мощности превышают 1,5 ГВт. В целях покрытия дефицита мощности, сложившегося в Юго-Восточной части энергосистемы Сибири, уже возникла потребность строительства генерации мощностью 1225 МВт, ориентировочной стоимостью порядка 400 млрд руб.
В связи с этим правительство предлагает законодательно закрепить "добычу" криптовалюты как экономический вид деятельности и установить для него повышенные тарифы, как это уже сделали многие другие страны. Пока этого не произойдет, бюджет будет вкладывать сотни миллиардов в строительство новой генерации, платить за которую в конечном итоге придется потребителям, а тарифная нагрузка на промышленность будет давить все больше, вынуждая ее строить собственные электростанции. И все это, по сути, ради комфортных условий для "серых" майнеров.