Аналитика


Булат Нигматулин: За прорыв дамбы в Орске должны ответить высшие руководители региона
Экспертное мнение | Приволжский ФО | В России | Оренбургская область

Министра ЧС Куренкова по команде президента отправили в Орск. Отправили, видимо, когда в Кремле поняли, что ситуация с затоплением выходит из-под контроля. Нужны были проверки заранее, которых не было, судя по всему, ни внеплановых, ни плановых. Почему? Почему министр МЧС обвиняет самих жителей, мол, это они вовремя не эвакуировались? Пока же только сюрреалистичные заявления о том, что дамбу за миллиард рублей могли прогрызть мыши. Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился доктор технических наук, профессор Булат Нигматулин:

— Дамбе уже около 10 лет, и сделали ее плохо. Ведь в проекте, видимо, не были заложены запасы, которые будут держать эту дамбу, напор воды при таких больших паводках, потому что эти паводки учитываются за 100 лет, и наверняка там все-таки сэкономили на затратах, где-то сделали недостаточно хорошо саму дамбу, в несоответствии с проектными документами. Это первое. Второе – судя по всему, сэкономили на строительстве. Третье – её эксплуатацию надо было контролировать, но Ростехнадзор сказал, что их ограничили на внеплановых проверках, поэтому они их не проводили. Но можно и плановые проверки было сделать. Это же объекты, носящие угрозу, это опасный объект, угроза тысячам людей. Получить разрешение на внеплановую проверку можно было спокойно. То есть опять перекладывают с больной головы на здоровую.

Но прорыв дамбы случился, значит, ущерб нанесет десяткам тысяч людей, произошло затопление домов. Возьмите на восстановление каждого дома 1 млн, получится масштаб примерно в 5-8 миллиардов. Хотя, конечно, миллион – это "с запасом", обычно дают 200-300 тысяч, но все равно несколько миллиардов рублей потребуется из резервного фонда правительства для восстановления этого ущерба.

Но ведь это показательно – это новое сооружение, и вот вам качество этого сооружения. Это произошло на новой дамбе.

В Орске река Урал затопила Старый город после прорыва дамбы(2024)|Фото: МЧС России / скриншот видео

Конечно, ответственность лежит на региональной власти, ответственность на губернаторах, которые были раньше и сейчас. Всегда нужно было следить не только за состоянием сооружения, но, например, зима была снежная, снега было много – следите за этим и знайте, что может произойти. Для этого нужен профессионализм. Для этого нужны профессиональные кадры, которые знают, что здесь может произойти. Вода поднялась выше – это же несложные вещи – проверить, оценить угрозу. Но опять все в раскоряку.

Нужна ответственность высшего руководителя МЧС, региональных руководителей МЧС, они должны идти под суд. Кто согласовал тот проект, кто техзадание выдал, кто итог согласовал, кто принял это сооружение – это все уголовные дела и суд, а дальше следствие покажет степень вины каждого из них. То есть люди, включая Ростехнадзор, надзорный орган, который принял такую дамбу и который не бил в колокола о том, что надо проверки проводить, они должны бояться, что занимаются серьёзным делом.

Кроме того, ещё и местный руководитель, мэр Орска, с треском должен быть снять с работы, потому что он не профессионал. То есть это человек, который отвечает за безопасность своего города. Он не выполнил своей миссии почти для 200 тыс. человек. Он должен заранее, наоборот, высказывать беспокойство, а он всех успокаивает. Его судить тоже надо.

Губернатор первое лицо, которое отвечает. Он должен организовать штаб, где должен находиться начальник МЧС. И штаб должен находиться не в Оренбурге, а вот там, в Орске, чтобы получать разведку на месте, тут же принимать решение по уменьшению воздействия этой аварии на людей. Он должен сделать заявление, а где оно? Почему все молчат?

Наконец, что будет дальше? Во-первых, нужно, чтобы ушла вода. Сейчас острая фаза пройдёт, наверное, к лету должны начинать насыпать, потом постепенно закрыть сквозной проход воды.