Судя по всему, вооруженные силы РФ могли потерять еще один самолет А-50, которые крайне необходимы в боевых действиях, и это произошло всего спустя почти месяц после якобы случившейся первой подобной трагедии. Возможное новое крушение случилось в Краснодарском крае над Азовским морем, однако пока непонятно, по какой причине. Министерство обороны РФ никак официально не комментировало сообщения известных российских военкоров — о вероятной потере бортов, например, писал Борис Рожин, также известный как Colonel Cassad.
Изначально самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) был создан в СССР в 1960-е годы для обеспечения разведки во время холодной войны в содействии с ПВО, однако уже в 1970-х задумались о его модернизации, потому что уже тогда судно начало с технологической точки зрения отставать. Так к концу 1980-х, началу 1990-х появился А-50 на базе самолета Ил-76.
Позже появилась и модификация А-50У, где основным изменением стала замена экранов на жидкокристаллические дисплеи, а также усовершенствование электронной начинки, в том числе, судя по данным из открытых источников, на элементы базы... Intel. Как напоминают эксперты, было произведено около 40 "летающих радаров", однако за длительностью времени многие из них уже выработали ресурс и на вооружении осталось лишь 10.
Теперь, судя по всему, осталось 8, официальных же сведений на этот счет нет. Так или иначе, становится понятно, почему это дефицитный самолет: во-первых, его производство дорого, стоимость А-50 оценивают в 31,5 млрд руб.; во-вторых, неизвестно, что с электронной начинкой — вроде бы, отечественные процессоры, пусть и не самые современные и технологичные, уже научились создавать в России, и их должно хватать для военных целей, но с остальным наполнением ситуация неизвестна.
Опять же, есть еще более новая версия "летающего радара" А-100 с еще более продвинутой электроникой, что позволит отслеживать и больше целей, и управлять беспилотниками, и в целом лучше оценивать и просчитывать обстановку, и этот самолет, по сообщениям СМИ, должен встать на службу в ВКС в 2024 году. Но СМИ об этом писали со ссылкой на собственные источники еще в начале февраля 2022 года, а с тех пор многое сильно поменялось, поэтому закрадываются сомнения, что ВКС действительно получат самолет ДРЛО в этом году. Тем более "ссылка на собственные источники" подразумевает отсутствие ответственных.
В общем, становится понятно, что с самолетами ДРЛО не все так хорошо, как хотелось бы, и как могло бы быть, займись мы раньше импортозамещением и возрождением авиации.
"Конечно, это ощутимая проблема. Учитывая, что их всего восемь штук на всю страну (осталось), то, безусловно, вероятная потеря второго — это очень большая такая проблема для нас", — говорит военный эксперт Владислав Шурыгин в беседе с Накануне.RU.
Так что же произошло над Азовским морем? На самом деле, не столь важно, что именно произошло, сколько — почему? Обе трагедии, видимо, произошли примерно в одном районе, и складывается впечатление, что после первого сбитого А-50, если это действительно случилось, не было сделано никаких выводов. Если это был "френдли фаер", то, как справедливо задаются вопросом известные российские военкоры и волонтеры, кому позволено совершать такие ошибки на 31 млрд? Какие выводы были сделаны — не налажена связь? Ошибка ПВО? Или, может быть, А-50 не стоит там летать вообще? Некоторые эксперты склоняются к тому, что это был ошибочный огонь по своим, этой же версии придерживается и Владислав Шурыгин:
"Пока нет информации (о крушении А-50). Известно, что мы его потеряли. С большой долей вероятности это то, что называется "френдли фаер" — дружественный огонь, ошибка ПВО. А все остальное пока находится вне зоны информации".
Однако военный эксперт, полковник авиации в отставке Виктор Алкснис сомневается в такой версии. По его словам, после первого такого "дружественного" поражения, если оно и имело место, должны были быть сделаны выводы, и если это повторяется снова, вероятно, это может быть все-таки вражеский огонь. По крайней мере, верить в повторение своих же ошибок не хочется:
"Я думаю все-таки, что Украина является своеобразным полигоном для испытания западного оружия, и я не исключаю того, что США и их союзники испытывают сейчас на Украине в том числе зенитные ракетные комплексы большого радиуса действия. И вот то, что происходит над Азовским морем, когда уже дважды сбиваются наши дорогостоящие и крайне дефицитные самолеты ДРЛО, а также подбивается самолет технической разведки Ил-22 (был поврежден в январе вместе с пораженным А-50 — прим. ред.), это, как мне кажется, испытание каких-то новых образцов западного оружия".
По крайней мере, судя по косвенному признаку — отсутствию массированных ракетных атак по военным объектам ВСУ — можно сказать, что такая версия имеет право на жизнь. С другой стороны, речь может идти также о восстановленных системах С-200, как предполагали некоторые эксперты, так или иначе, если это успешная атака, то нужно делать выводы и принимать меры, так как это может повториться снова, уверен Виктор Алкснис.
А что делать дальше с дефицитными судами ДРЛО? К сожалению, тут вопрос не только технологий непосредственно радара, но и с самими самолетами у нас тоже проблемы, как напоминает эксперт, у нас нет самолетов Ил-76 достаточного количества. Ульяновский завод, к сожалению, выпускает крайне мало носителей этого оборудования. И кроме того, этот самолет нужен всем — и десантникам, и транспортникам.
"Нужны десятки самолетов в год, а их выпускают крайне мало. То есть нет необходимого количества носителей для производства летающих радаров. Ну и плюс, мы не в состоянии производить современную электронику для того, чтобы этот летающий радар функционировал. Все это следствие нашей технологической отсталости в результате проведенной крупнейшей в мировой истории деиндустриализации", — резюмирует Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU.