В Екатеринбурге прошла встреча с Робертом Гараевым, автором книги "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х", по которой был снят нашумевший сериал. Писатель рассказал, почему казанские группировки могли быть проектом КГБ, почему нынешняя молодежь лучше той, что была в его времена, и чем могут оказаться интересны новые сезоны "Слова пацана".
Сериал побил рекорд по популярности в России. Телепроект, повествующий о жизни молодежных группировок Казани конца 1980-х, в два раза обошел по просмотрам "Игру в кальмара". Главный герой, 14-летний Андрей (Леон Кемстач) из интеллигентной семьи, знакомится с участником преступной банды "Универсам" Маратом (Рузиль Минекаев) и становится частью уличной ОПГ, чтобы защищаться от нападок "пацанов" из школы.
Писатель признался, что ждал много "хейта" после выхода сериала, однако вскоре понял, что хейт связан лишь с какими-то "полуфейковыми историями", когда СМИ начали приделывать словосочетание "Слово пацана" к любому криминальному происшествию с подростками.
— Писали, что "подростки насмотрелись “Слово пацана” и пошли убивать друг друга", грубо говоря. Люди хайпятся на этом, и у меня отлегло, — ответил Роберт Гараев.
Впрочем, он признал, что до четвертой серии людям действительно кажется, что это романтизация криминала, но когда зрители доходят до конца пятой, то у них "что-то обрывается и начинается настоящее подключение", а на шестой и седьмой начинается настоящая драма, и весь флер романтики пропадает.
Роберт Гараев рассказал о том, что в 14-летнем возрасте в 1989 году сам был участником одной из бандитских группировок в Казани.
— Я был отличник, "ботан", ходил в художественную школу. Но даже я попал в группировку, — вспомнил писатель. Его "отшили" из-за пропуска совместных сборов, и сделали это именно так, как такие случаи показаны в сериале.
Действие ленты тоже происходит в 1989-м, на это указывают несколько деталей — календарь в одном из кадров, возвращение Вовы Адидаса (Иван Янковский) из Афганистана — вывод войск закончился как раз в этом году. Гараев считает, что в другом городе Марат и Вова Адидас не попали бы в группировку — они были из обеспеченной интеллигентной семьи, у них была шикарная по тем временам квартира, папа занимал руководящую должность на вертолетном заводе. То есть, в Казани такие интеллигентные подростки вступали в молодежные группировки только из-за гипертрофированности этих самых группировок.
Однако они начали появляться в Казани гораздо раньше, еще в начале 1980-х, и это было очень нетипично для советских городов-миллионников, говорит Гараев.
— Они стали расти, как грибы, с 1982 года. Миллионником Казань стала в 1979 году, и с 1982 по 1991 были битвы за асфальт, за символический авторитет. Мы насчитали 140 группировок в миллионнике, — сказал он.
По мнению писателя, это были государства в государстве, они обладали всеми такими признаками — у них была "территория", "население", которое к тому же делилось на "граждан" и "не граждан" — "чушпаны" и "пацаны", был "общак" — своего рода "бюджет", "закон" — "пацанский кодекс", "внешняя политика" — с кем группировка была в союзе, а с кем враждовала.
— В Екатеринбурге [тогда Свердловске] и Уфе этого не было [в 1980-е], отчего возникли предположения, что это был проект КГБ по управлению молодежью. Они [КГБ-шники] заметили, что появилась протестная молодежь — рокеры, неформалы, которые увлекались западными течениями, а группировщики в телогрейках считались родственными. Возможно, группировщиков планировалось использовать, если неформальная молодежь что-то затеет. Но все пошло каким-то своим путем, — полагает писатель.
Присутствовавший на встрече адвокат Сергей Колосовский, который в 1980-е работал в системе МВД в Свердловске, считает, что советские силовики должны были быстро уничтожить такие группировки, как те, что показаны в сериале:
— Я это вижу, как бы внедряли людей, разобщили, пересажали, а то, что в Казани этого не сделали, наталкивает на мысль, что это было неслучайно, или милиция полностью закрыла глаза. В таком виде это существовать не могло.
В сериале мы застаем трансформационный период из социализма в капитализм, когда в какой-то момент криминалитет нарушает монополию государства на установление порядков. Также в ленте противопоставляются два типа криминалитета: Кощей (Никита Кологривый) — представитель старого криминалитета, живущего по воровским законам, и Адидас — это новый уличный криминалитет, не приемлющий алкоголя, наркотиков, воровских понятий.
Роберт Гараев признается, что пока не понимает, почему сериалом так заинтересовалась молодежь. Но, по его мнению, молодежь косплеит оттуда все-таки по большей части танцы и песни, а не монтажки.
— Нынешняя молодежь лучше, чем молодежь моего детства, и мир изменился — они думают: “лучше буду рэп читать или блог вести, чем голову разбивать”. Посмотрите, как молодежь реагирует на сериал: если они косплеят танец — они берут то, что похоже на их мир, а не берут монтажки.
Режиссер Жора Крыжовников уже рассказал о планах снять новые сезоны сериала. Каждый из сезонов он хотел бы посвятить определенному году — 1989-му (про это был первый сезон), 1991-му и 1993-му. По словам режиссера, эти периоды разительно отличаются друг от друга, как "разные миры". Правда, пока Крыжовников хочет сделать паузу от "Слова пацана" и заняться другими проектами.
Гараев высказался о Жоре Крыжовникове как о разноплановом человеке, у которого много проектов, и как сильном драматурге. И главная драматургическая линия "Слова пацана" состоит в том, как бывший "чушпан" Андрей становится "пацаном", а Марат из "пацана" превращается в "чушпана" — так от пребывания в преступном мире Марата спасает любовь.
— Они меняются местами. Марата спасает любовь, с помощью трагической любви он меняется. Жора Крыжовников сделал классно, я доволен, — сказал писатель.
Отвечая на вопрос Накануне.RU, Роберт Гараев рассказал, что изначально история и задумывалась как трехчастная. Также он прокомментировал мнение о том, что популярность сериала могла быть обусловлена в том числе тем, что герои "помещены" в 80-е, тогда как криминальных драм про 90-е уже было снято предостаточно.
— Эта история [продолжение сериала] должна понравиться, герои выросли, и то, как они прошли 90-е, — тут много можно чего интересного сделать, хотя это еще не придумано. Есть пространство, куда двигаться, — заключил автор "Слова пацана".