Аналитика


Крупнейший на Земле резервуар пресной воды превратят в СПА?
Общество | Сибирский ФО | В России

В Госдуме первое чтение прошел законопроект, разрешающий сплошные рубки в рамках строительных проектов в центральной экологической зоне озера Байкал. Оппонентов инициативы пугает и та скорость, с которой принимается важное решение, и то, что при его принятии не обращаются к научному сообществу, не проводят исследований, без которых и так ясно — тотальная застройка на Байкале приведет к неминуемым изменениям в экосистеме крупнейшего резервуара пресной воды на Земле. Отдельные проекты на Байкале осуществлялись и ранее, но нужно было обосновать вырубку каждого дерева. Для чего нужен закон, разрешающий сплошную вырубку? Конечно, не для того, чтобы продавать древесину, для этого есть таежные территории, а на Байкале, видимо, собираются устроить курорт, с фантастическими СПА и отелями, кафе, туалетами и прочими благами цивилизации, чтобы привлечь туристов. Подробности — в материале Накануне.RU.

Озеро Байкал находится под защитой всемирной организации "ЮНЕСКО", как и еще 12 других природных территорий в России, среди которых Девственные леса Коми, Вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая, Западный Кавказ и другие. Как поясняют эксперты, Россия сама когда-то пожелала, чтобы Байкал стал объектом всемирного природного наследия, а документы оформило российское подразделение "Гринпис" (ныне является иностранным агентом и нежелательной организацией). Так что запрет от иноагентов — не запрет. Удобным моментом решили воспользоваться для построения "чудо-города". Одна из тем для продвижения проекта — привлечение туристов. Туристы туда как раз едут, понимая уникальность этого места, а не в СПА. Теперь же уничтожают уникальность.

Хотя дело тут даже не уникальности для туристов, а в том, что Байкал — это 20% чистой воды на Земле и единственное озеро, которое не теряет свои объемы. А застроенные озера, как показывает практика, мелеют. Тонкий баланс экосистемы всего природного парка может быть нарушен даже простой вырубкой. Антропогенный фактор загрязнения — еще одна причина задуматься, а стоит ли игра свеч.

Озеро Байкал(2020)|Фото: из архива Министерства экономики Республики Бурятия

Депутат Государственной думы VI созыва, эколог Максим Шингаркин считает, что даже характер подачи этого законопроекта от членов Совета Федерации и депутатов Госдумы указывает на то, что это "пожелание" людей, обладающих капиталом, освоить прибрежные территории Байкала.

"Инициатива исходит от людей, у которых есть богатые кошельки. Вывести из страны капиталы сейчас очень сложно, получить место для создания курорта прямо непосредственно на берегу озера Байкал — это "замечательная" идея конкретной группы олигархов, — говорит Максим Шингаркин. — Этому мешало законодательство, это уникальная для российского законодательства конфигурация закона об отдельном природном объекте, но с другой стороны — какой и объект, озеро длиной от Москвы до Санкт-Петербурга и шириной, как от Москвы до Сергиева Посада. Две Швейцарии, собственно говоря, и это только сама особая зона, а так практически, как Япония или Великобритания", — говорит Шингаркин.

Как поясняют эксперты, методический подход к отказу от согласования каждого дерева к сплошной рубке означает, что у нас будут целые участки с нарушенным водооборотом. Уровень воды может резко колебаться, будут разрушаться нерестилища промысловых рыб. А само колебание Байкала приведет к обеднению экосистемы. Также специалисты предупреждают о повышенной пожароопасности, которую могут спровоцировать такие "вырубки" на территории рекреационных зон.

Заслуженный эколог России, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Андрей Пешков говорит, что это не первая и не последняя попытка нажиться на природных богатствах Байкала.

"Любое изменение статуса Байкала приведет к изменению самого Байкала. Исследовательские и природоохранные организации уже фиксируют существенное изменение Байкала в плане биоты, гидробионтов, состояния прибрежной воды в Байкале, несмотря на то, что пока антропогенное давление минимально. А если мы сейчас начнем коммерциализировать прибрежные зоны и природную зону Байкала, то боюсь, что наши дети — даже не внуки, а дети уже не смогут увидеть тот Байкал, который мы имеем сейчас. Наша задача — предотвратить наглые попытки в угоду коммерческим интересам несознательных граждан утратить ценность, которая является непреходящей и невосстанавливаемой, принадлежащей нам как российской популяции, тем, кто живет на территории Российской Федерации и кто будет жить в России спустя поколения", — говорит Андрей Пешков.

Байкал(2022)|Фото: irkobl.ru

Но, тем не менее, шанс, что законопроект пройдет — довольно высокий, об этом говорит первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Вячеслав Фетисов:

"Когда мне говорят, что на озере Комо уже строят пятизвездочные отели и известные люди живут на берегу, ну, наверное, рассматривать Комо и озеро Байкал как уникальные экосистемы, которые серьезным образом влияют на все, что связано с экологической обстановкой во всей Сибири и вообще на Евразийском континенте, наверное, не совсем корректно. С другой стороны, вчера мы в очередной раз общались с учеными Сибирского отделения РАН, которые очень озабочены спешкой. Я предлагал во время обсуждения повестки снять вопрос с рассмотрения и широко обсудить в формате общественных слушаний, парламентских слушаний в Совете по правам человека, потому что, по большому счету, это достояние всего нашего народа. Многие даже не понимают, что происходит".

Отдыхать — это, конечно, хорошо. Но Байкал имеет гораздо более важную стратегическую цель, напоминает эксперт. Множество стран уже ощущает дефицит пресной воды, за водой будущее, говорит Фетисов: "Для нас в ближайшей перспективе это будет, в том числе, самым главным переговорным ресурсом".



Елена Рычкова