Призывы признать "Ельцин-центр" иноагентом наткнулись на неожиданное для многих препятствие — музей оказался буквально неприкасаемым благодаря закону от 13.05.2008 №68-ФЗ "О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий". В середине июня 2023 года Минюст отчитался, что проводит "глубокую" проверку "ЕЦ", хотя еще осенью известил депутата Андрея Альшевских о том, что "ЕЦ" проверке не подлежит по определению закона, и этот прошлогодний ответ был обнародован только сейчас. Тогда о какой такой "глубокой" проверке идет речь?
Действительно, принятый в 2008 году закон "О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий" является формальным препятствием для закрытия "Ельцин-центра" или хотя бы проверки. По этому закону даже реструктуризация этого центра невозможна. Более того, по этому закону есть определённые идеологические нагрузки — в каком ракурсе надо рассматривать деятельность президентов, которые уже прекратили свои полномочия, как они связаны с развитием демократических "институтов", с международной интеграцией. Это всё действительно есть в законе. Но документ в данном случае — это инструмент. И если закон противоречит высшей целесообразности, то его следует менять.
Тем более в связи с поправками в Конституцию 2020 года возникают коллизии, связанные с противоречиями этого закона в отношении других законов РФ, а также той ценностной повесткой, с которой сегодня живёт Россия.
Мы уже занимались анализом деятельности "Ельцин-центра" и пришли к нескольким выводам. "ЕЦ" осуществляет сегодня пропагандистскую деятельность, которая соотносится с идеологическими установками либерализма, космополитизма, западнического универсализма. Это противоречит, в частности, и указу 809 "О традиционных ценностях РФ", "ЕЦ" противоречит в своей деятельности законодательству РФ, и, в частности, положениям о защите исторической памяти. Он умаляет в своей пропаганде подвиги защитников Отечества. Ряд пропагандистских месседжей "ЕЦ" и вовсе носят экстремистский и деструктивный характер. И в целом "ЕЦ" создаёт негативное восприятие истории России. Вся эта совокупность соображений, особенно в условиях СВО, конечно, предельно обостряет ситуацию вокруг центра.
И действительно ряд положений "ЕЦ" встаёт в своих идейных позициях содержания на позиции недружественных России стран, задаёт их универсализм и лидерство. Мы в своей экспертизе, которую проводили, обращали внимание на то, что даже на географических картах, а "ЕЦ" был создан в 2015 году, Крым находится в составе Украины, Абхазия и Южная Осетия — в составе Грузии. В общем, есть недвусмысленные призывы, как например, оранжевый свитер, подаренный Немцовым Ельцину — фактически оранжевый цвет — это "то, чего не хватает России", а это был 2005 год, подарок был связан с "оранжевой революцией" на Украине.
В общем, там что ни позиция, то пощёчина российскому государственному суверенитету.
Вдобавок ко всему есть ещё и исторические ошибки. И это на огромные деньги, которые вкладываются в "Ельцин-центр". А многие такие ошибки непростительны даже для школьников. Как, например, то, что "двоевластие в России в 1917 году сложилось летом", хотя к лету-то как раз уже это был кризис двоевластия, и оно, наоборот, завершилось. Или про "магнитофонную революцию", которую они датируют совершенно не теми десятилетиями. Ошибки за ошибками.
И главное — негативная идеологическая повестка в целом. По факту, конечно, "ЕЦ" выступает пропагандистки-деструктивной структурой. И эта деятельность соответствует не интересам России, особенно в условиях СВО, а интересам недружественных России государств, и конечно, если существуют какие-то законодательные преграды для определения его иноагентом, значит, закон следует привести в соответствие вызовам дня.
Каким образом поступить с "ЕЦ"? Может быть реализовано несколько позиций. Но на каком-то этапе его действительно надо закрыть. На каком-то — поскольку даже если изменять экспозиции, это потребует времени. Там ведь каждый шаг, каждая позиция, берём любой экспонат — он играет на определённую идеологическую линию, вообще каждый, включая освещение истории России — как некое тоталитарное прошлое: "властители против народа". И любой экспонат целевым образом работает на эту позицию.
Как концептуально при такой подборке всё изменить, это очень сложно представляется, поскольку всё подчинено одной целевой установке: Россия — это воспроизводство несвободы, и нашёлся один герой — Ельцин Борис Николаевич, который сломал эту несвободу и повёл по свободному западному пути. Вот основной месседж.
Поэтому — закрыть, но имея в виду, что сюда были вложены большие средства, построены огромные площади — дальше надо определиться, а что здесь будет. Либо это некое переосмысление опыта тех же 90-х годов, но переосмысление как величайшей трагедии, как величайший геополитической катастрофы 20-го века, как говорил нынешний президент, но ещё и цивилизационной катастрофы. Музей катастрофы — бывают ведь такие музеи, которые необязательно музеи апологетики чего-то, бывают музеи катастрофы. Либо следует вообще сменить историческую повестку. Понятно, что эти площади и средства надо максимально перенаправить на нужды страны. У нас не столь блестящее финансовое положение, чтобы их разбазаривать. Пусть они работают на страну. Если это будет историческая переформулировка, то мне видится, что это может быть напоминанием будущим поколениям о том, чего нельзя делать в России — нельзя повторять то, через что мы прошли в 90-е годы.