Практически все автозарядные станции для электрокаров в зоне деятельности ОАО "МРСК Урала" стали платными. Об этом уже сообщили в компании, сославшись на необходимость привлечения средств на развитие зарядной сети. И хотя в России и наблюдается рост спроса на электрокары, но их популярность все еще остается на низком уровне, этому способствует не только высокая стоимость электромобилей, но и как раз таки неразвитая сопутствующая инфраструктура. Подробности — в материале Накануне.RU.
ОАО "МРСК Урала" отказалось от предоставления бесплатной услуги по зарядке электромобилей. В мае все автозарядные станции компании в Свердловской, Челябинской области и Пермском крае стали платными. До этого с 2018 года компания давала возможность владельцам "электричек" свести топливные затраты на нет, подогревая тем самым спрос на рынке электрокаров.
В "МРСК Урала" такое решение объяснили необходимостью и дальше развивать пока не сильно разветвленную сеть зарядок. Так, на создание 27 точек энергетики уже потратили порядка 100 млн руб., постоянно неся расходы на их сервис. Теперь стоимость зарядки составит от 17,5 до 26,2 руб. за 1 кВт/ч в зависимости от начала времени зарядки и модели зарядной станции.
К примеру, зарядка гигантского по современным меркам аккумулятора на 100кВт/ч, которым оснащается Tesla Model S, обойдется пользователю от 1750 до 2620 руб. При этом завяленный запас хода такого автомобиля превышает 630 км, а значит, стоимость пробега составит от 2,8 до 4,15 руб. за километр. Правда стоимость Tesla колеблется около 12 млн руб. Для сравнения, при расходе 10 литров на 100 км, езда на бензиновом двигателе обойдется от 4,5 до 5 руб. за километр, в зависимости от стоимости и типа топлива.
Пока сеть таких станций на Урале остается в неразвитом состоянии. Суммарно на три региона, включая точки "МРСК Урала", функционирует только 45 электрозаправок. Больше всего (26 штук) сосредоточено в Челябинской области. Еще 13 — в Пермском крае и только шесть — на весь Средний Урал.
Эксперты указывают, что именно это является одним из главных сдерживающих факторов популярности персонального экологичного транспорта в России. Автоэксперт Максим Едрышов в беседе с Накануне.RU отметил, что в регионах за пределами крупных центров электромобили практически не распространены именно по этой причине. При том повышенный спрос возникает на быстрые зарядки.
"Если говорить не про мегаполисы, а маленькие города, то электрокары непопулярны, так как у людей ограничено место для заправки. Их покупают, если есть инфраструктура, либо возможность ее создать. Пока это условие не будет выполнено, человек никогда не посмотрит в этом направлении. Второй сдерживающий фактор — это цена электромобиля. Если рассматривать новые машины, сегодня она начинается минимум от 2 млн руб. за отечественный электрокар. Если брать б/у, например, праворукие "Ниссаны", то ценник действительно ниже, в районе 1,5 млн руб., но стоп-фактором здесь являются уже возможности батарей, которые часто могут быть сильно изношены. Пока тенденция такова, что если и рассматривается покупка электромобиля, то как второго, а то и третьего авто в семье", — рассказал Максим Едрышов.
Собеседник издания добавил, что в северных регионах зимой емкость аккумулятора, а следовательно и запас хода у электрокара некритично, но падает. Однако при этом эксплуатация такой техники обходится дешевле из-за меньшего количества ТО, отсутствия коробки передач и более высокого ресурса двигателя.
По данным агентства "АВТОСТАТ", за весь 2022 год жители РФ купили 2998 новых легковых электромобилей, что на 33% больше, чем годом ранее. Это рекордный показатель за всю историю российского рынка.
При этом в модельном рейтинге в 2022 году лидировали две "теслы" — Model Y и Model 3 (475 и 397 штук соответственно). За ними следуют Audi e-tron (289 штук), Volkswagen ID.4 (272 штуки), Porsche Taycan (194 штук), Evolute i-PRO (179 штук) и BMW iX (101 штука).
"Показатели остальных моделей составили менее 100 единиц. Здесь важно отметить, что у россиян в сегменте "электричек" в 2022 году значительно выросли возможности для выбора. Так, в 2022 году жители нашей страны приобрели электромобили более 100 разных моделей, чему способствовал и активный ввоз таких машин, в том числе и за счет параллельного импорта", — добавляют аналитики.