Кадры с огненной стеной и клубами дыма во время пожаров на Урале поражают, и обычными весенними торфяными возгораниями тут, простите за каламбур, уже и не пахнет. Не первый год города УрФО страдают от дыма и гари, от возгораний в полях, лесах и деревнях, но в этот раз ситуация носит иной характер. День за днем появляется угроза населенным пунктам. Сначала почти полностью выгорел свердловский поселок Сосьва, затем чуть не было уничтожено тюменское село Успенка, но самая настоящая трагедия случилась в селе Юлдус Курганской области, где стихия привела к массовой гибели людей. Недаром заговорили и про целенаправленные поджоги, мол, ищет полиция вредителей, аж земля под ногами горит. Впрочем, пока таких фактов достоверно установить не удалось.
В конце апреля и начале мая лесные пожары охватили Тюменскую, Курганскую и Свердловскую области. В некоторых районах объявили об эвакуации. На помощь местным огнеборцам выезжали аэромобильные группировки МЧС России, помощь приходила из других регионов, в тушении помогали тысячи добровольцев. Но несмотря на все старания, справляться со стихией удается с трудом, пожар в Курганской области уничтожил татарское село Юлдус практически целиком, семь человек погибли. Всего же в Зауралье сотни людей остались без домов, погибли более 20 человек — они не успевали выбираться из своих жилищ.
Причина трагедии — шквальный ветер и жаркая погода, которые позволили огню распространиться с невероятной быстротой. Но что стало причиной пожара вообще? Очаг возгорания был в соседней деревне, огонь шел по верхушкам деревьев, перекинулся через реку на сосны, Юлдус стоит посреди леса, и не прошло и 15 минут, как загорелись практически все дома.
Теперь в деревне осталась одна лишь мечеть и несколько уцелевших зданий. Заместитель руководителя организации "Татары Зауралья" заявила, что сейчас некогда богатое село выглядит "как после войны". Ни для кого не секрет, что слухи об украинских диверсантах появились как раз во время сезона больших пожаров на Урале и подобные ассоциации нашли сторонников. Так, общественники сообщают, что несмотря на то, что версий сейчас рассматривается много, на 90% они уверены, что это все-таки был поджог.
Губернатор Курганской области Вадим Шумков в своем telegram-канале сообщил о том, что знает о распространении в соцсетях роликов про намеренные поджоги — по его словам, идет устная информация о том, что кто-то видел автомобили предполагаемых поджигателей или кто-то получал смс-сообщения с угрозами поджогов. Но он призывает не разгонять панические настроения и не передавать непроверенную информацию, а лучше помогать друг другу.
В департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу официально подтверждали, что в регионе орудуют поджигатели. Поджоги зафиксированы в лесах Свердловской области и Курганской области, где умышленно подожгли сухую траву.
Свердловское минприроды также просило ГУ МВД проверить информацию жителей о "вспышках яркого света", которые якобы предшествовали некоторым возгораниям. Возможно, речь идет о запусках сигнальных ракет, но не вверх, а вдоль земли. Но в пресс-службе полицейского главка как отрезали: никаких вредителей никто не ловил, а те, кто распространяют слухи об этом, — просто паникеры.
Стоит отметить, что ситуация с пожарами на Урале спокойной не является уже несколько лет, власти каждый год начинают борьбу по-новой и объявляют о необходимости профилактики в очередной раз. Несмотря на это, количество пожаров растет — "спасибо" оптимизации лесной отрасли. По словам депутата ГД Владимира Кашина, действовать надо исходя из того уникального опыта, который был когда-то в СССР, а именно речь о работе "зеленого патруля" в лесах, возвращении к институту лесничества и об увеличении количества пожарных бригад на местах.
"Сейчас в лесах ситуация такая: бурелом, короеды, а рядом невспаханные поля. Любая спичка, окурок — и все это горит, полыхает и потом ищем пожарную машину. Раньше у нас работало 50 тысяч колхозов и совхозов с пожарными машинами и дружинами при них, каждый год шли соревнования между ними. Весь опыт забросили. А где тонко, там и рвется. Сегодня не надо никаких лишних телодвижений — заплатил [поджигателю] деньги, послал людей, не секрет, что поток беженцев идет, десятки тысяч человек пропустили. Проехал на машине и все. Смотрите, многие пожары идут от дорог. Я год назад предупреждал — имейте в виду, что тут могут быть и диверсии, и злой умысел", — говорит Владимир Кашин.
В Госдуме принимается закон о целевом использовании земель, чтобы не было бурьянов на полях, чтобы этой работой занимались сельскохозяйственные организации, которые сегодня принадлежат и банкам, и крупному бизнесу, и МСП. Впрочем, и это не решит проблему.
"Областные министры, губернаторы, слушайте, вспомните примеры прошлого, соберите крупный бизнес, дайте установку — у всех должно быть по одной-две пожарные машины. Ходят с этими лопатами, с ведрами бегают, смешно же, у нас же не 18-19 век, когда с баграми бегали тушить пожары, есть другие возможности, и надо всех мобилизовать на борьбу с пожарами, нам не один год так жить. Сейчас государство работает в этом плане отвратительно", — заявляет Владимир Кашин.
Пока же, как считает депутат Госдумы, властям Курганской области стоило бы объявить траур по погибшим, но не сделано даже это.