Накануне Дня Победы два беспилотника атаковали Кремль. В пресс-службе президента сообщили, что пострадавших и материального ущерба нет, но на кадрах было заметно небольшое возгорание на куполе Сенатского дворца. На видео попали и конструкции, которые готовят к празднику, и уже набившая многим оскомину драпировка Мавзолея. Того самого, к подножию которого бросали фашистские флаги на первом Параде Победы в 1945 году советские победители.
Нынешние власти заявляют о преемственности делу дедов и прадедов, но продолжают стесняться Мавзолея Ленина? Почему это происходит и как это объяснить? И если снова обратиться к истории, то в последний раз Кремль подвергался ударам в ходе Великой Отечественной войны, последний такой удар с воздуха был нанесен гитлеровцами 29 марта 1942 года. И вот теперь — атака 3 мая 2023-го. Несмотря на возможную опасность повторения подобных инцидентов, Дмитрий Песков заверил, что на праздновании это не скажется, парад 9 Мая все равно состоится.
В каких условиях и в каких форматах проходили парады в советское время и в новой России при разных руководителях страны, какие ценности превалировали тогда и сейчас, мы обсудили с историком Александром Колпакиди.
— В связи с последними событиями вспоминается много исторических аналогий, связанных с 9 Мая. Расскажите, как вообще затевалось проведение такого парада в 1945 году?
Они прошли, бросили нацистские знамёна к подножию Мавзолея, который нынче власть стесняется и закрывает красивыми картинками. И то, что они бросили их к подножию Мавзолея — очень правильно и глубоко символично, потому что если не было бы 7 Ноября — Великой Октябрьской социалистической революции — не было бы и 9 мая. Останься у власти, допустим, царь Николай II или Временное правительство Керенского, или победи в гражданской войне Колчак или Деникин, всё равно любому непредвзятому человеку понятно, что эти люди войну проиграли бы. И поэтому, конечно, глубоко символично, что нынче наша власть Мавзолей закрывает, потому что этот факт признавать ей никак не хочется.
— Но хотя бы парад проходит 9 мая, эту дату они не решились как-то перекрывать...
— Само по себе то, что праздник проводится именно 9 мая, сейчас является предметом споров в мире. Дело в том, что союзники подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии 7 мая в Реймсе. Там в качестве свидетеля акт подписал французский генерал, и с нашей стороны представитель генерал Иван Суслопаров, но было потом сказано, что он не имел на это полномочий. Акт вступил в силу по европейскому времени в 11 часов ночи, а по московскому времени уже получилось 8 мая.
И надо сказать, что тут Сталин проявил невиданную твёрдость. Сталин сказал, что нет, такое подписание несолидно, оно принижает роль Советского Союза и заставил подписать уже акт о безоговорочной капитуляции 8 мая в пригороде Берлина. Его подписал генерал Кейтель, то есть гораздо более крупная фигура, также подписали представители Люфтваффе и Кригсмарине. С нашей стороны подписал Маршал Жуков, что было гораздо более правильно и справедливо.
После этого документ вступил в силу 9 мая в 0 часов 01 минуту по московскому времени. Поэтому было решено Сталиным, что мы будем отмечать своё подписание. И это подписание Жуковым акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, конечно, гораздо более легитимно и гораздо более солидно, и это отражает ту роль, которую страны сыграли во Второй мировой войне. Со стороны наших западных союзников имело место типичное жульничество — жульничество по мелочам. Вроде бы, мелочь, но было бы потом обидно. Поэтому Сталин принципиально настоял на этом переподписании. Это была очень важная оплеуха нашим союзникам.
В этом проявилась вся разница Сталина и нынешней нашей власти. Наша бы власть точно не настаивала на переподписании. Даже сейчас, после всего, что в течение года произошло.
— Почему парады проводились тогда не каждый год, как сейчас?
— В 1946 и 1947 годах парадов не было, но был выходной день и праздник отмечался. Потом, в 1948 году, выходной отменили, и правильно сделали, хотя сейчас Сталина в этом обвиняют. Потому что было не до праздников — не успевали восстанавливать разрушенное народное хозяйство, а мы потеряли одну треть национальных богатств. 1700 городов центральной России, а это 60% городов, были частично или полностью разрушены. Миллионы калек ходили по стране, люди без ног, без рук, слепые. То есть, если Америка вышла из войны, чудовищно обогатившись, в разы, то мы, конечно, вышли из этой войны очень сильно пострадавшими.
Цифра в 20 млн ближе к реальному количеству потерь, из них безвозвратные потери армии 8,5 млн, внутренних войск 100 тыс., войск НКВД и пограничников более 60 тыс. Конечно, при такой огромной потере людей, надо было восстанавливать всё разрушенное, а кроме того, уже в это время полным ходом началась холодная война, начался ядерный шантаж со стороны Запада.
Поэтому не до праздников было — Сталин правильно поступил, что это дело отменил. Но Брежнев опять ввёл парад, и он состоялся в 1965 году, у праздника появился статус выходного дня. Была открыта могила Неизвестного Солдата, в этот день проводились концерты, лекции в сотнях крупных областных, краевых, республиканских центров. И надо сказать, что это действительно стало праздником, но проводились парады раз в 10 лет.
Только при Ельцине в 1995 году был принят закон о постоянных ежегодных парадах, к которым позднее присоединился ещё и "Бессмертный полк". "Бессмертный полк" зародился в Тюмени в 2007 году, а в широкий оборот он был введён уже позже в Томске в 2012 году. И с того времени празднование превратилось в, наверное, главное празднование нашей страны.
— А проведение парада ежегодно после 1995 года — это было решение "сверху" или потребность "снизу"?
— В этом, конечно, была потребность "снизу". У нас люди стосковались по настоящему патриотизму, особенно это проявилось с проведением "Бессмертного полка". Потому что всё, что происходило последние эти годы, особенно последние 23 года, это какие-то бесконечные симуляторы, бесконечные обещания, из которых ничто не выполняется, и у людей возникла тоска по чему-то позитивному. Власть решила этим воспользоваться, и, на мой взгляд, удачно это сделала, тут совпадают интересы народа и власти. У нас иногда бывает, что совпадают интересы, например, в связи с возвращением Крыма и так далее. Это бывает крайне редко, но когда бывает — это хорошо.
А ведь в свое время Запад с частью наших элит объявил войну против этого праздника. Был выдвинут целый ряд тезисов: тезис первый — о "победобесии", якобы нечем гордиться, погибло столько людей, "Сталин загубил", "Сталин не верил" в то, что нападут, и все эти байки и мифы, что "не так воевали", "трупами завалили". Второй тезис — будто СССР виноват в начале войны. Этот тезис наши и заграничные пропагандисты усилили тем, что Евросоюз, как известно, принял акт — 23 августа, "день жертв", в 1939 году в этот день был подписан советско-германский пакт о ненападении. И вот они считают, что именно этот день — это день жертв Германии и Советского Союза. Но тут я бы хотел отметить, что это вырванная из контекста дата, в этот день никакая война не началась, а если уж брать в качестве отправной точки, то это был Мюнхенский сговор.
Ещё пункт лжи, мол, нечем гордиться, столько людей погибло, хотя у нас есть День Памяти и скорби. Как нечем гордиться? Битвой за Москву не надо гордиться? Брестской крепостью не надо гордиться? Курском, Сталинградом — главной битвой Второй мировой войны — самой великой битвой в истории человечества не надо гордиться? 10 сталинских ударов, операция Багратион, взятие Берлина — не надо? Ответ очевиден. Опять же, они не сами это делают. Да, у них есть какой-то процент идиотов, которые сами так считают, но у наших бывших партнёров с Запада есть целые механизмы продвижения этих, по сути, русофобских идей.
Следующий выдуманный тезис — отожествление коммунизма и фашизма. Это просто чудовищно. Наши власти в 90-е тоже были сторонниками этих идей. Эти идеи отстаивали наши прорабы перестройки, тихой сапой они внедряли это в общественное сознание. Теперь пожинают плоды.
Наконец, последний тезис — будто на смену германской оккупации пришла советская. Это чудовищно, как и отождествление коммунистов с фашистами. Нужно учесть, что в освобождении Европы принимали участие 7 млн наших солдат, миллион из них погиб, каждый седьмой. При освобождении Польши погибло 600 тыс. наших солдат. При освобождении Чехословакии и Венгрии погибло по 130 тыс. наших солдат. При освобождении восточной Германии погибло 102 тыс., при освобождении Румынии — 69 тыс., при освобождении Австрии — 26 тыс. При освобождении Югославии и Китая погибло по 8 тыс. Даже освобождая Корею, погибло 1,5 тыс. То есть огромное количество наших солдат погибло, освобождая другие страны. И это оккупанты?!
— Как менялся антураж празднования? Ведь сейчас, очевидно, совсем не то празднование, что было изначально?
— Антураж празднования Дня Победы, конечно, менялся. Самый торжественный и чинный был первый парад, бросание этих знамён. 9 мая 1965 года впервые было вынесено Знамя Победы. В 1985 году проехала колонна ветеранов и колонна боевой техники. Что самое поразительное, там были танки, миномёты — это оружие сейчас воюет на Украине с украинскими фашистами. Потом во время парадов стали переодевать часть военных в форму времён войны. В этом отношении меня поражает — почему, когда проходят официальные приёмы в Кремле, какие-то мероприятия — почему там стоят солдаты, одетые в форму времён Александра Первого или Николая Первого, почему не стоят в форме Великой Отечественной войны? Я понимаю, что та форма может быть красивее — белые колготки, шляпа с пером. Но неужели всё дело только в красоте? В этом факте очень глубокая суть того, что происходит. Симулякры. Даже здесь симулякры.
Да, "Бессмертный полк" придал совсем другое значение всему этому, несмотря на то, что власть пыталась, пытается и будет пытаться использовать "Бессмертный полк" в своих интересах, тем не менее, акция вернула этому празднику его народность, его коренное содержание, которое, на мой взгляд, было утрачено где-то в середине нынешнего правления, потому что уж слишком не совпадало мировоззрение народа и теперь уже бывших клиентов Запада, которые руководят нашей страной.
— "Бессмертный полк" вернул празднику народность, а драпировка Мавзолея?
— В этом глубокая беда, что они Мавзолей закрывают — это непризнание очевидного факта: что не было бы Ленина, Октябрьской революции — не было бы и победы 9 Мая. Это абсолютно очевидно. Потому что, в отличие от Первой мировой войны, во Второй мировой войне невозможно спорить — Советский Союз сыграл не просто главную роль, а решающую роль. И конечно, тут нельзя не сказать о том, что 34,5 млн человек прошли через Красную Армию, влилось в неё ещё 20 млн человек во время войны, в том числе и 4,5 млн украинцев. Воевало почти 600 тыс. выходцев из Азербайджана, 460 тыс. евреев, 450 тыс. армян, 250 тыс. таджиков и так далее.
Поэтому этот праздник — общенародный, он объединяет нас с бывшими советскими республиками. К сожалению, мы находимся сейчас в крайне тяжёлых отношениях с большинством этих республик. Бывшие партнёры Запада своей мудрой политикой довели до такого состояния. Но они, конечно, не виноваты, всегда виноваты: Ленин, НАТО и печеньки Нуланд.
— Есть различия в том, что защищали военные, армия тогда и что защищают они сейчас?
— Да, цели общие. Нельзя не видеть очевидного — на Украине фашизм. Декоммунизация. За майку с надписью СССР ты можешь на три года в тюрьму загреметь. Ходят банды, рэкет, фашистские празднования, дивизия СС "Галичина". Чудовищное надругательство над УПЦ, которое происходит по всей Украине. Закрыты все оппозиционные СМИ. Всем заткнули рот. Идёт постепенное обеление бандеровцев, обеление запрещенной в РФ УПА — бандитской нацистской организации, которая, кроме горя, украинцам не принесла ничего. Людям промыли мозги так, как можно промыть только при фашизме.
Некоторые говорят — а что, в России не так? Нет, не так. Тут тоже не всё хорошо, масса проблем с демократией и гражданским обществом, но всё-таки не так. Власов не национальный герой, Иван Ильин не воевал в рядах вместе с Вермахтом против своей страны. Но народ этого Ильина на дух не переносит, Маннергейма были вынуждены убрать от глаз подальше, потому что весь народ был против. На Украине это невозможно.
— В чём отличие ценностей, которые защищали власти тогда и сейчас?
— Тогда, в 1945 году, мы защищали всё человечество. Тогда даже бывшие враги поддерживали власть, потому что видели, как власть готовилась к войне, как строилось огромное количество заводов, институтов, военных училищ, академий и так далее. Они видели, как мы уже к середине 1939 года превратились в сильнейшую армию в мире. Все это видели. Все видели огромный подъём индустриализации, культурную революцию. Поэтому народ был с властью, потому что народ знал — власть сделала всё для того, чтобы избежать войны, и власть сделала всё для того, чтобы победить. Но думает ли сейчас так народ? У меня большие сомнения. Потому что мы видели, как власть дурацки вела себя во время и после Майдана. Мы видели, что решения были беззубые, мягкие.
А когда началась Великая Отечественная война, не было вопроса — куда делось полтора миллиона обмундирования. Украсть полтора миллиона! А почему никого не наказали?
Да, цель та же — антифашизм, но нельзя не видеть разницы между Сталиным, сталинским руководством и нынешним. Поэтому они Мавзолей и закрывают.
— Ну, а народ — изменились ли его ценности, на ваш взгляд?
— Самая хорошая новость, что ценности у большинства людей не поменялись. Да, есть столичная тусовка, люди, которые почему-то уехали в Израиль. Но это незначительная часть, это не вся Москва, а в Ленинграде и других городах их гораздо меньше. Но, к сожалению, именно они стали у власти в 1991 году и именно они в этой власти остаются — ученики Ельцина, Собчака, Гайдара. И что бы они ни говорили, что "президент хороший, за народ, а министры плохие" — но этот президент и назначает министров.
Большинство всё понимает, но просто деморализовано. Они верят только в то, что можно как-то выжить, приспособиться. Большинство людей не верят власти, ведь их столько раз обманывали. Верили в Ельцина — и вот чем кончилось, верили в Лебедя, в Руцкого, в Горбачёва, в Рыжкова... Люди уже не знают, кому можно верить. А не надо верить в кого-то, надо верить в народ и в себя.