Аналитика


Старейший из российских флотов может прекратить существование
Армия и ВПК | СЗФО | В России

Очень похоже, что 4 апреля 2023 года станет рубежной датой в истории, как минимум, российского Балтийского флота.

В этот день даже в самые сумрачные годы "холодной войны" нейтральная и почти дружественная нам Финляндия не просто официально стала одним из членов люто враждебного Москве Североатлантического альянса. А следовательно — новым и достаточно мощным в боевом отношении открытым врагом России на западном стратегическом направлении.

Хуже другое. С этого дня в процессе военного планирования в Генштабе ВС РФ придется учитывать тот факт, что со вступлением Финляндии в НАТО свыше 80 процентов побережья Балтийского моря оказались под полным контролем противника. Уже открыто (хотя и без дипломатических формальностей) вступившего в конфронтацию с нами. Правда, пока — только на Украине. Но надолго ли это "только"?

Для российских адмиралов после 4 апреля диспозиция на балтийском ТВД предстала в таком виде. РФ надежно контролирует лишь чуть более 7% береговой линии Балтики. К тому же — береговой линии, разорванной надвое между Кронштадтом и Балтийском. Которые разделяет огромное, плотно контролируемое и при желании легко насквозь простреливаемое отлично вооруженным врагом пространство длиною примерно в 550 морских миль. Или — не менее 30−40 часов торопливого ходу в кромешном аду для любого современного боевого корабля.

Это означает, что при серьезном обострении обстановки в этих водах о любом маневре корабельным составом и о его рассредоточении между двумя оставшимися военно-морскими базами нам придется забыть. О выходах в открытое море дальше, чем простирается граница территориальных вод России, и, следовательно, границы наземного "зонтика" отечественной системы ПВО — тоже.

Особенно после того, как недавно Латвия заявила о стремлении ускорить процесс приобретения у США самых современных противокорабельных крылатых ракет Naval Strike Missile (NSM) с дальностью стрельбы до 185 километров. Установка таких комплексов на побережье республики, по словам командующего ВС Латвии генерал-лейтенанта Леонида Калниньша, будет означать, что "российский анклав в Калининграде больше не представляет для республики проблему безопасности".

Балтийский флот, больной десантный корабль "Калининград"(2023)|Фото: Минобороны РФ

Еще 48 таких ракет и с той же целью установления надводной блокады Балтфлота давно заказаны Польшей. А в совокупности скорое осуществление таких планов означает, что надводные корабли Балтфлота в случае начала войны, скорее всего, останутся стоять насмерть там, где их застанет начало боевых действий. То есть — у собственных причалов. Превратившись в обычные плавучие батареи. Только не в артиллерийские (как, скажем, линкор "Марат" в Кронштадте в Великую Отечественную войну). А в ракетные. Часть из которых, правда, с "Калибрами", способными прямо от причалов достать хоть Варшаву, хоть Берлин, хоть Брюссель. Но сути дела это не меняет. Само Балтийское море в целом окажется не нашим.

Так для России большое "окно в Европу", которое, начиная с Петра Великого, русские веками прорубали трудовым потом и кровью, с 4 апреля 2023 года сузилось до размеров крохотной "форточки". И сузится еще больше, когда курсом Хельсинки предсказуемо вот-вот проследует и пока формально нейтральный Стокгольм с его 3218 километрами морского побережья.

Таким образом, пророчество министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевичса от 13 мая 2022 года, высказанное в интервью газете Financial Times о том, что "Балтийское море становится внутренним морем НАТО", уже превратилось для Москвы в зловещую военно-политическую реальность. Оспаривать ее нам фактически нечем. Что это может означать для планов развития и обновления Балтфлота?

Для начала — о нынешнем соотношении сил на Балтике. Если коротко: еще до 4 апреля в этих широтах превосходство НАТО в корабельном составе над силами Балтфлота было не просто огромным. Тотальным!

Про подводные лодки в этом плане предлагаю нынче не говорить вообще. Чтобы окончательно не расстраиваться, всхлипывая над единственной балтийской субмариной Б-806 "Дмитров", последний раз замеченной в море в сентябре 2021 года. Сосредоточимся лишь на соотношении надводных эскадр.

А именно: у альянса здесь до нынешней недели совокупно насчитывалось (во флотах Германии, Польши, Норвегии, Дании, Литвы и Латвии) 17 фрегатов, 29 корветов и сторожевых кораблей. С минувшего вторника, стало быть, к этому перечню приплюсовались еще 8 сторожевых кораблей и 6 минных заградителей ВМС Финляндии. На подходе почти наверняка 11 корветов шведов.

Что у нас против этой армады? Единственный старый-престарый эсминец "Настойчивый" (проект 956 типа "Сарыч"), в последний раз своим ходом выбиравшийся из базы в марте 2015 года. Два сторожевых корабля ближней морской зоны — "Ярослав Мудрый" и "Неустрашимый" (оба проекта 11540 типа "Ястреб"). Оба — в совершенно загнанном техническом состоянии. А потому в бесконечных ремонтах на заводе "Янтарь" в Калининграде. Причем "Неустрашимый" скоро отметит десятилетие своей неотрывной и почти бесполезной стоянки у заводской стенки.

Балтийский флот, эсминец "Настойчивый"(2023)|Фото: Минобороны РФ

Из надводных кораблей наиболее реальную боевую силу Балтфлота представляют, как ни странно, едва ли не самые маленькие из них по водоизмещению. А именно — относительно новые малые ракетные корабли проекта 22800 (типа "Каракурт") "Одинцово", "Советск", "Мытищи" и проекта 21631 (типа "Буян-М") "Зеленый Дол", "Град" и "Серпухов".

У всех перечисленных боевых единиц на борту по восьмерке ставших знаменитыми на весь мир высокоточных крылатых ракет большой дальности "Калибр-НК". Дальности их полета, как показали боевые события в Сирии, достаточно, чтобы прямо от причала хоть в Балтийске, хоть в Кронштадте поразить любую точку в Европе. И это едва ли не единственное обстоятельство, которое, уверен, заставляет Запад не спешить сбрасывать со счетов боевые возможности надводников-балтийцев в целом.

Впрочем, есть там у нас еще четыре относительно новых корвета четвертого поколения проекта 22380: "Стерегущий", "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий". Главный калибр этих очень неплохих в целом кораблей — противокорабельный ракетный комплекс "Уран". И это особенно важно, считаю, отметить в дальнейшем нашем разговоре. Почему?

Потому что в случае, если, как мы предположили, выход из обеих российских военно-морских баз в случае начала широкомасштабных боевых действий в Европе почти наверняка окажется наглухо заблокированным, достойных целей для "Уранов" всех четырех корветов просто не окажется. Ракеты Х-35 (3М24) этих кораблей предполагают ведение морского боя с надводным противником водоизмещением до 5 тысяч тонн на дистанции до 260 километров. Но, чтобы вступить в такой бой, необходимо, как минимум, выйти в море. Что, как уже сказано, у наших корветов при таких раскладах может и не получиться.

Что тогда? Для начала необходимо признать сложившуюся в Балтийском море новую реальность. А потом сделать правильные выводы.

На мой взгляд, один из них таков. Поскольку все сложилось так, как сложилось, а быстрого подкрепления на Балтике нам ждать неоткуда, придется, видимо, как ни печально, согласиться с тем, что старейшего из российских флотов больше де-факто не существует. В лучшем случае — флотилия, по совокупной боевой мощи корабельного состава приблизительно равная Каспийской.

И второе. Очень может быть, что все четыре корвета типа "Стерегущий" стоит от греха подальше заранее перевести на Черноморский флот. Туда, где обстановка все горячее, а боевых кораблей не хватает не менее остро, чем на Балтике. Поскольку Севастополь никто в Черном море блокировать пока не в состоянии, работа противокорабельным "Уранам" в тех краях всегда найдется. Да и в Средиземном море — тоже.

Сергей Ищенко