Накануне мы писали о системных причинах ослабления рубля. К аргументации можно добавить цифру: положительное внешнеторговое сальдо РФ в январе 2023 года составило $10,732 млрд. Это вдвое меньше, чем до СВО – в январе 2022 года ($22,5 млрд). Но учитывая масштаб санкций – это, конечно, успех. Казалось бы, профицит должен позитивно сказываться на курсе рубля?
Однако Запад ставит целью создать «узкие места», чтобы затруднить приток заработанной валюты в страну. Прямой ввоз невозможен, работа для большинства банков через Swift также остановлена. И получается, продать что-то в обход прямых запретов, ценовых «потолков», отказа от страхования российских грузов и фрахта – это полбеды. Другая половина – это головоломка на тему того, как завести валюту в страну, особенно наличную.
К факторам ослабления можно добавить еще и такие:
🔸Выход нерезидентов (когда западные бренды и компании продают российские активы и, понятно, не за рубли). К примеру, как раз на днях завершилась крупная сделка по продаже доли Shell в «Сахалине-2» в пользу «Новатэка». В «мирное время» она бы не раскачала валюту, но, опять же, в условиях дефицита «грязной зеленой бумажки» - влияет.
🔸Выход резидентов: под давлением санкций к нулю стремится количество банков, которые могут осуществлять валютные переводы за рубеж (даже в «дружественные страны», вроде Турции). Стало быть, юр и физлица спешат вывести средства, а то «мало ли». А Запад методично идёт к полному запрету доллара для России.
🔸Ну и до кучи подогревает геополитика, во главе со слухами о готовящемся контрнаступлении ВСУ.
В общем, с большой долей вероятности, «эпоха» крепкого рубля заканчивается. Повторим главный вывод из всего этого: обрести опору финансовая система сможет только через интеграцию с китайской. Отдельная тема как это будет выглядеть, в чем плюсы и минусы. Но так или иначе, к этому все идёт, судя по информации о планах создания валютного союза БРИКС.