Пробки на дорогах, переполненный общественный транспорт, долгие ожидания автобусов на остановках в морозы — это повседневная реальность жителей Нижневартовска. Несколько лет назад прежний глава города Василий Тихонов анонсировал масштабную модернизацию транспортной системы при помощи Внешэкономбанка (ВЭБ.РФ), однако со сменой мэра желание ВЭБ.РФ принимать участие в этом проекте, вероятно, пропало, и к новой городской команде уже такого доверия нет. Действительно ли второй по величине город ХМАО потерял шанс на транспортную модернизацию — читайте в материале Накануне.RU.
Проблема общественного транспорта в столице Самотлора — одна из тех, что требовала решения еще вчера. До сих пор транспортная система находится на уровне чуть ли не советских времен. Много жалоб от граждан поступает на работу светофоров, из-за этого город стоит в пробках. Одна из главных улиц — улица Мира — практически на всем протяжении двухполосная, не хватает выделенной полосы для маршруток, автобусов. Людям приходится долго стоять на остановках, а морозы в Нижневартовске могут достигать 50 градусов.
Решение вопроса широко анонсировалось как на муниципальном, так и на окружном уровне. Включение столицы Самотлора в программу Московской школы управления "Сколково" при содействии Внешэкономбанка РФ для 100 крупнейших городов РФ стало настоящей победой для муниципалитета, в котором, по оценкам властей, требовалось поменять 80% автобусов.
Впервые о привлечении ВЭБ.РФ к внедрению комплексной программы модернизации общественного транспорта было заявлено в конце 2020 года. В 2021 году стали известны конкретные планы, сроки реализации и источники финансирования пилотного проекта.
"Финансирование проекта модернизации системы пассажирского транспорта города предполагается из различных источников. Как пояснил глава муниципалитета, это будут средства партнеров, Внешэкономбанка РФ, правительства округа, муниципального бюджета", — сообщала мэрия в 2021 году.
Программа модернизации предполагала оптимизацию маршрутной сети, взаимоувязку разных видов транспорта, координацию графиков движения, внедрение электронного билета и IT-платформу управления системой общественного транспорта. Завершить масштабное обновление транспортной системы планировалось в 2022 году. При этом было сказано, что стоимость проезда после внедрения программы повышена не будет.
После отставки мэра Василия Тихонова в мае 2021 года, пост занял его заместитель Дмитрий Кощенко, который тоже обещал начать реализовывать долгожданный проект, но воз и ныне там. Хуже того, все это время цены за проезд продолжали исправно расти — в 2021 году цена поездки выросла до 27 рублей при оплате наличкой, 26 рублей — картой, в 2022 году стоимость уравнялась и составила 28 рублей, в 2023 году стоимость подняли уже до 30 рублей, таким образом, проезд в Нижневартовске стоит уже почти как в городе-миллионнике Екатеринбурге.
Наш источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что ВЭБ.РФ фактически не принимает участие в финансировании проекта. По данным источника, на финансировании от ВЭБа могла сказаться именно пересменка в городской команде — участие в программе сумел пролоббировать Тихонов, а к новому мэру Дмитрию Кощенко такого доверия, очевидно, не возникло. На запрос редакции об участии Внешэкономбанка в проекте и о причинах, по которым проект все еще не реализован, в ВЭБ.РФ не ответили, переадресовав наш запрос в мэрию города.
В пресс-службе администрации Нижневартовска сообщили: "В настоящее время документация проекта находится в стадии согласования финансово-экономических параметров. В ходе согласования в проект могут быть внесены изменения. После утверждения вышеуказанных параметров новая маршрутная сеть будет размещена для ознакомления. Также прорабатывается вопрос источников финансирования данного проекта. Предполагается, что проект будет финансироваться из регионального и городского бюджетов".
На уточняющий вопрос об участии в проекте ВЭБ.РФ нам ответили, что "продолжается стадия согласования, конкретики нет и планы меняются".
Таким образом, уже практически очевидно, что ВЭБу это больше неинтересно. Официальных комментариев о том, что отказ Внешэкономбанка от сотрудничества связан со сменой руководства города, нам получить не удалось, однако этому есть косвенные подтверждения. Дело в том, что вместе с Нижневартовском в программу был включен еще один город ХМАО-Югры — Сургут. Планы о модернизации системы общественного транспорта в экономической столице региона анонсировались в одно время с Нижневартовском. И вот в мае новая схема следования общественного транспорта в Сургуте уже начнет действовать.
По городу будут курсировать три категории автобусов: магистральные — наиболее часто используемые сургутянами; городские — те, которые будут ходить в отдаленные микрорайоны; и третий вид — дачные. Число маршрутов при этом сократится с 45 до 28, таким образом в городе решили избавиться от задвоенности и затроенности некоторых маршрутов. Пассажирам придется совершать пересадки, но дважды платить при этом не нужно. Билет по пересадочному тарифу будет единый во время всего пути следования. К тому же сократится время ожидания автобусов за счет перераспределения их по новым линиям. Ожидается, что автобусы будут перевозить до 85 тысяч человек в день (до этого 72 тысячи), а скорость автобуса в час пик возрастет с 13 до 18 км в час. Сам автопарк будет обновлен — в окружной департамент транспорта направлена заявка на новые автобусы большого и среднего класса.
В пресс-службе администрации Сургута корреспонденту Накануне.RU подтвердили, что разработкой новой транспортной системы занималась госкорпорация "ВЭБ.РФ", соглашение с которой было подписано главой Андреем Филатовым в 2021 году в Москве. И хоть Сургуту пока не хватает средств для полного финансирования проекта, сомневаться в том, что он будет реализован, уже не приходится. В отличие от Нижневартовска, которому придется подождать. Если верить народной мудрости, то обещанного три года ждут, но даже эти сроки для транспортного "пилота" уже истекли.