Аналитика


Канарейка уже потеряла сознание в шахте банковской системы США?
Мнения из Сети | За рубежом

Есть такое понятие в экономике, canary in coal mine — "канарейка в угольной шахте". Пока не были созданы анализирующее количество метана в воздухе приборы, люди брали с собой в шахты канареек, которые более чувствительны к изменению состава воздуха, и начинали терять сознание, если кислорода становилось мало, тем самым предупреждали об опасности людей.

Что-то подобное происходит и в экономике, когда на пике роста может резко и без всякой причины обвалиться успешны банк или корпорация. Исторически первые canary in coal mine это ряд железнодорожных и телеграфных компаний, которые 25 марта 1929 года неожиданно рухнули на 20%. На бирже началась небольшая паника, но один из крупнейших биржевых спекулянтов того времени Чарльз Митчелл погасил эту панику, выделив кредиты падающим компаниям. В историю этот момент вошел, как Mini-crash, так как буквально через полгода, 24 октября 1929 года начался самый жуткий биржевой крах, закончившийся самым продолжительным экономическим кризисом в истории "США", известным под названием "Великая депрессия".

Но классической "канарейкой" считается банк Bear Stearns. Один из крупнейших инвестиционных банков 14 марта 2008 года неожиданно запросил помощь, потому что не мог выполнять обязательства. ФРС согласилась помочь, но это только ухудшило ситуацию. В результате Bear Stearns, еще 13 марта оценивавший свою капитализацию в почти 2 млрд долларов, 16 марта был продан JP Morgan за 260 млн долларов. А в сентябре 2008 года рухнул уже весь рынок, тем самым обозначив начало второго по разрушительности экономического кризиса в истории США, известного как "Ипотечный кризис".

И вот вчера вся американская пресса задавалось вопросом, не пропела ли новая канарейка?

Рухнул Silicon Valley Bank — один из главных инвесторов индустрии высоких технологий. Эта самая индустрия уже почти год чувствует себя не очень хорошо. Компании Кремниевой долины массово увольняют персонал, некоторые лидеры BigTech бегут из Калифорнии и ее непомерных налогов в Техас. Все очень напоминает 1929 и 2008 годы. В 1929 экономику перегрели инвестициями в железные дороги, в 2008 — в жилищное строительство, видимо, сейчас пришло время IT.

Хотя выводы о скором кризисе делать рано, именно "Ипотечный кризис" научил ФРС США очень грамотно избегать подобных проблем, а за концепцию амортизации биржевых кризисов Нобелевскую премию по экономике получил Бен Бернарке, возглавлявший эту организацию как раз в 2008 году.

"Неудаща"