Вопрос о том, как Россия дальше должна выстраивать отношения с Турцией, действительно нуждается в профессиональной экспертизе, с учетом страновых и стратегических рисков.
Мощнейшее землетрясение в Турции и его катастрофические последствия для страны используются США для дальнейшего "приручения" Эрдогана. Все эти отзывы из зоны бедствия австрийских и немецких спасателей "по соображениям безопасности", дефилирование ВМС и ВВС США близ берегов Турции якобы для "помощи пострадавшим" — они как раз и являются наиболее заметными свидетельствами этого "приручения".
До землетрясения Эрдоган в полном соответствии с конвенцией Монтрё блокировал вход в Чёрное море военных кораблей не-черноморских стран. Сейчас же Вашингтон и Лондон явно добиваются превращения Турции в ещё один полностью управляемый извне антироссийский плацдарм с выходом в Чёрное море, наряду с Украиной и Румынией. Это — угроза стратегического масштаба для России и не очень понятно, если ли у Кремля возможности ее как-то парировать.
Возможно, притормаживающим быстрое сползание Турции из формата "многовекторности" в формат "управляемого извне плацдарма" мог бы стать обратный перенос президентских выборов в стране, на ту дату (18 июня), которая изначально планировалась. В нынешней ситуации в мире выигрыш даже в один месяц времени значит очень многое. Однако принимать решение тут будет Эрдоган, и мнение Кремля для него тут вряд ли будет более значимым, чем мнение Вашингтона и Лондона. Другие российские традиционные меры сдерживания в отношении Турции (курдский фактор, управление турпотоком, газовый хаб и т.п.) значимого влияния на турецкие власти в ситуации после землетрясения оказывать не будут.