Кассовые сборы фильма "Чебурашка" в России превысили 4 миллиарда рублей, советский персонаж в современном сюжете обошел по популярности даже "Аватар" Джеймса Камерона и "Холопа" Клима Шипенко. На сегодняшний день "Чебурашка" — самый кассовый фильм за всю историю отечественного проката. В чем секрет успеха?
Причин триумфа "Чебурашки" несколько, и сложно выделить какую-нибудь одну. Безусловно, отсутствие зарубежных фильмов-конкурентов способствовало успеху, однако нельзя считать это единственным фактором. Если бы фильм был плохим, люди не покупали бы на него билеты так долго. Агрессивный пиар и известный бренд из детства в плохом кино работали бы до первого уикэнда. А фильм бьет рекорды, и это значит, что сарафанное радио действует как надо, люди рекомендуют друг другу смотреть фильм.
Вторая причина победы "Чебурашки" — потенциал, который заложен в любом персонаже Эдуарда Успенского. Почти все образы Успенского обладают завидной притягательностью, легко брендируются — и Чебурашка, и Шапокляк, и герои из "Простоквашино", и "колобки", и клоуны из АБВГДейки, можно бесконечно перечислять. У Успенского есть особенность — сюжеты его прозы слабые, а герои всегда яркие и запоминаются очень хорошо. Чему способствовал и образ Чебурашки, созданный Леонидом Шварцманом.
И третий важный критерий — опытная команда, которая работала и над съемками "Последнего богатыря", известными проектами на платформе START. Они правильно подобрали акценты.
Даже отказ от оригинальной истории Успенского сыграл на руку, поскольку, как я уже сказал, прозаические истории у этого писателя чаще всего "провисают". Почти всегда они дорабатывались при экранизациях. Здесь команда пошла на риск — они оставили, по сути, одного персонажа, убрали главную "фишку" мира Эдуарда Успенского, когда люди и антропоморфные животные живут в одном городе. Да и самого Чебурашку сделали немного более "хищным", чем он был в оригинале. Добавили новых героев и новую фабулу, безусловно, еще усилили динамику.
Получился вполне "диснеевский" продукт, только с русским героем. Народ одобрил, думаю, потому, что старая история была всем известна. Ее любили за героев, музыку Шаинского и тексты песен, но не за особенности сюжета.
Сложно сказать, насколько успешными и любимыми будут другие перелицовки советских и русских сказок. В 2023 году выходят "Бременские музыканты", неизвестно, повторит ли этот фильм успех "Чебурашки". В двух анимационных фильмах И. Ковалевской и В. Ливанова история, образы М. Жеребчевского, песни Г. Гладкова и Ю. Энтина, актёрское исполнение были уникальны в своем сочетании. Была уже версия Александра Абдулова, которая собрала огромное число звезд в своем составе, но фильм не стал любимым, и даже не принес кассу. А примет ли зритель новую версию "Бременских.."? Вопрос.
Также взялись за "Гостью из будущего", и я, честно говоря, надеюсь, что какой-то успех у фильма "Сто лет тому вперед" будет, именно потому, что авторы "отстраиваются" от советской классики и возвращаются к оригинальной повести Кира Булычева, воссоздавая ее в современных реалиях. Может получиться, а может и нет. Посмотрим. Они не пытаются делать что-то в духе "Кавказской пленницы — 2" или ремейка "Иронии судьбы", надеюсь, из этих неудач сделаны выводы.
Но тем не менее, есть тренд на возвращение персонажей из советских времен. Почему? За 20-30 лет в современной России таких ярких персонажей, как у Успенского, или сюжетов, как у Булычева, просто не появилось. У нас был убит в 90-ые годы детский кинематограф и многовозрастная детская проза, которая создавалась скорее вопреки. Если в советское время была многоплановая поддержка детского и юношеского искусства, то в реалиях "свободного рынка" это произошло по одной простой причине — запретили рекламу на телевидении в детских передачах, что с одной стороны сократило количество детских программ, а с другой — убило интерес продюсеров к детскому кино.
Сейчас эта ниша заменяется на формат "кино для всей семьи". У него есть свои особенности и недостатки, но по крайней мере это лучше, чем ничего. Если такого контента будет много, то шансы, что появится не только успешное кино, но и большое искусство, увеличиваются.
Георгий Цеплаков, культуролог и кинокритик, для Накануне.RU