Жители Забайкалья заявили об угрозе экологической катастрофы, связанной с решением компании Highland Gold Mining (HGM) затопить золотые шахты Дарасунского месторождения. Нарастающий конфликт уже вышел на федеральный уровень — письмо с просьбой вмешаться было направлено на имя главы Минприроды РФ Александра Козлова. Золотопромышленники и отраслевые эксперты, в свою очередь, аргументируют решение о консервации добычи нерентабельностью бизнеса в связи с падением цен на золото, укреплением рубля и истощением легкоизвлекаемых запасов. Об аналогичных проблемах говорят и золотопромышленники в Свердловской области. Подробности — в материале Накануне.RU.
Жители поселка Вершино-Дарасунский в Забайкальском крае заявили о возможной экологической катастрофе. Они обратились в "Партию Дела", которая, в свою очередь, призвала разобраться в ситуации министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова.
По словам бывшего сотрудника предприятия Константина Бурдинского, компания лишь заявляет о консервации, на деле же, вероятно, идет уничтожение шахт.
"О какой консервации идет речь, если разрушили все надшахтные сооружения, душевой комбинат снесли, разбирают коммуникации, по которым в шахту подавалась вода и воздух для проведения работ? Потом, даже если государство само захочет возобновить здесь работу, никто не сможет всё это восстановить", — сказал он, не исключив, что компания планирует начать добывать золото открытым способом.
Highland Gold объявила о приостановлении работ на Юго-Западном и Центральном участках шахт Дарасунского месторождения из-за экономической нецелесообразности добычи золота. Было принято решение о "мокрой консервации" шахт — то есть фактически затоплении.
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов рассказал Накануне.RU, что затопление шахт грозит нарушением питьевого водоснабжения, загрязнением водоемов и заболачиванием местности в окрестностях рудника.
"При затоплении оставшиеся в шахте минералы взаимодействуют с водой, делая ее непригодной ни для чего. По сути, это растворенная кислота, если эта вода будет попадать в водоносные горизонты, водозаборы и водоемы. При этом откачивать воду из шахт очень дорого. Еще один момент — как поведет себя массив горной породы по мере выработки. В данной ситуации возможны провалы", — пояснил эксперт.
Он также связал причины решения о консервации с истощением месторождения и труднодоступностью оставшихся в нем запасов, что делает стоимость извлечения драгметалла слишком высокой и нерентабельной.
"Я полагаю, что запасов там практически не осталось, либо они сосредоточены на глубоких горизонтах и добывать фактически нечего, как шахтным, так и карьерным способом. Видимо, геологоразведка не дала никаких результатов. Это может быть связано с особенностями месторождения. Для такого типа характерно высокое содержание золота и приличные запасы, но они не такие гигантские, обычно с очень сложными рудными залежами. Поэтому добыли что смогли, это обычная ситуация", — резюмировал Леонид Хазанов.
В самой Highland Gold Mining подтверждают нерентабельность дальнейшей добычи. Однако участники рынка связывают ее с целым перечнем факторов. Как рассказал Накануне.RU гендиректор свердловского "Березовского рудника" Фарит Набиуллин, основные причины связаны с падением цен на золото, укреплением рубля и кадровым кризисом.
"В Забайкалье и в целом на Дальнем Востоке работало очень много украинцев, которые в этом году, по понятным причинам, не приехали. А поскольку это определенная специфика, то кого попало на работу принять нельзя. Однако основная проблема заключается в стоимости. Так, в апреле-мае 2022 года цена на золото упала на 30%, а рубль сильно укрепился. Фактически, в некоторых случаях цены упали ниже себестоимости добычи. Сейчас отрасль надеется, что унция подрастет, а рубль немного сдаст позиции", — пояснил золотопромышленник.
В 2022 году после введения санкций, ограничения продаж российских драгметаллов на Лондонской бирже, а также приостановки ЦБ покупки золота доходы добывающих предприятий ощутимо упали. Так, например, если в 2021 году "Березовский рудник" заработал 3,3 млрд руб. при себестоимости продаж в 2,286 млрд, а чистая прибыль составила 564 млн руб., то в этом году, по словам руководства, предприятие работает на грани себестоимости.
При этом ситуация в Березовском сопоставима с Забайкальем. Сейчас предприятие вынуждено ежечасно откачивать порядка 1,5 тыс. кубометров воды из шахт, что, учитывая состояние отрасли, наносит дополнительный удар по рентабельности производства. Часть расходов на откачку воды субсидирует областной бюджет, однако на руднике говорят о необходимости увеличения доли господдержки. Золотопромышленники отмечают, что депрессионная воронка вокруг рудника составляет 68,4 кв. км, и если остановить откачку воды даже на уровне 162 метра, то 30% этой площади попадет в зону подтопления.
Ситуация для золотопромышленников усугубляется и весьма странной позицией Банка России. В октябре Центробанк заявил, что в ближайшее время не намерен возобновлять закупку золота для накопления в золотовалютных резервов, а значит, ощутимого роста цены не прогнозируется. Вместе с тем, финансовый регулятор исключил вероятность закупки золота с целью оказания поддержки золотодобывающей отрасли.