Трагедию в Ейске с военным самолетом сегодня обсуждают на разных уровнях, официально Министерство обороны обозначает причину аварии как следствие возгорания двигателя. Аэродром в Ейске существует с 30-х годов, а его история — "классика жанра": развитие в военные и послевоенные годы, упадок в 90-ые вплоть до закрытия для гражданских рейсов и попытки вернуть к жизни объект уже в наше время. При этом девятиэтажка на окраине Ейска в живописном районе около моря также появилась в 90-ые годы, примечательно, что расстояние до аэродрома — около 8 км, то есть риск существовал всегда, так как не соблюдены нормы по приаэродромной зоне? В причинах инцидента разбиралось Накануне.RU.
Следствие в качестве основной версии падения самолета Су-34 в Ейске рассматривает техническую неисправность. Уголовное дело после крушения самолета расследуется по статье "Нарушение правил полетов или подготовки к ним".
По данным Минобороны, при наборе высоты для выполнения учебно-тренировочного полета с военного аэродрома Южного военного округа самолет потерпел крушение. Катапультировавшиеся летчики сообщили причину случившегося — при взлете загорелся один из двигателей, якобы из-за столкновения с птицами.
И сразу были исключены версии, которые пытались озвучивать непосредственно после трагедии, согласно которым, виной всему старые самолеты, так как фронтовой бомбардировщик Су-34 был принят на вооружение только в 2014 году.
Стоит понимать, что это был тренировочный полет, и если бы на одном из видео не было четко заметного вспышки перед столкновением с домом, военные эксперты могли бы склониться к версии, что виной всему слабость подготовки летного состава. Полковник запаса (ВВС) Александр Жилин анализирует катастрофу и действия пилотов, в беседе с Накануне.RU он поделился своими выводами:
"Я сейчас все больше рассматриваю две версии: это внешнее воздействие на земле или воздухе или какая-то неисправность, связанная с поражением двигателя. Я еще удивляюсь, как пилоты катапультировались. Для примера, я запустил секундомер и считал по видео: на принятие решение у них было 3 секунды в идеале, опускание рук — ручка катапультирования находится между ног — нажатие гашеток и дергание на себя еще 10 секунд. Они чудом спаслись, какой там отвести самолет от домов? Совершенно не было никакой возможности. Надо поднять вопрос защиты пилотов, чтобы сейчас не повесили всю вину только на них".
И действительно, многие тут же поспешили обвинить пилотов в том, что они не увели самолет от жилых домов, можно ли было избежать жертв среди гражданских? Трагическое происшествие с Су-34 не первое из подобных, например, в 1972 году в городе Светлогорске Калининградской области самолет Ан-24Т Балтийского флота упал на детский садик, делится воспоминаниями полковник авиации (ВВС) СССР Виктор Алкснис у себя в телеграм-канале:
"Один из главных способов минимизировать эти риски — это выносить аэродромы подальше от населенных пунктов. В Ейске аэродром находится практически в черте города, самолеты взлетают над жилыми кварталами и при возникновении аварийной ситуации они обречены упасть на город. Что и произошло вчера вечером", — резюмирует Виктор Алкснис.
Но если смотреть на факты, аэродром построили в 1930-ые годы и именно за городом, и уже эпоха рынка внесла свои коррективы, морской воздух и красивый вид — слишком дорогой ресурс, поэтому Ейск за последние десятилетия разросся по побережью, и в 90-ые годы высотки, вроде той, в которую попал самолет, выросли в опасной близости к аэродрому.
Законодательство в части приаэродромных территорий (ПАТ) менялось за это время часто и особо интенсивно в последние десятилетия бурного роста как жилых построек, так и платных свалок (которые также нельзя размещать на подлетных зонах из-за большого количества птиц), застройщики и другие бизнесмены постоянно лоббируют законодательные меры по либерализации норм ПАТ. Тем не менее, границы ПАТ определяются по полосам воздушных подходов (ПВП), распространяются и на земную, и на водную поверхности. Ранее ПАТ занимала территорию радиусом 30 км, с 2017 года определение пределов вычисляется в особом порядке и может занимать значительно меньшую площадь:
Согласно информации из открытых источников, шестая зона, вокруг которой в основном и бьются копья застройщиков о законы, устанавливается по границам, удаленным на расстояние 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА). Вспомним про Ейск, где дом от аэродрома удален на 8 км, и все станет более-менее понятно?
"Культ прибыли у нас в стране вошел в противоречие со здравым смыслом и всеми мерами безопасности — везде. Начиная от застройки зоны безопасности аэродрома на случай летных происшествий, заканчивая строительством зданий "окно в окно", нарушая все нормы безопасности: если один дом загорится, то может выгореть весь микрорайон. Это важнейший момент. 8 км для 9-этажки — это слишком близко, и я уже не говорю о том, что это чудовищно вредно для здоровья жителей. Самолеты, взлетающие на форсаже, выбрасывают вредные вещества, есть еще резонансное колебание, и звуковые колебания на этих авиационных режимах очень вредны для организма. И даже технический состав сегодня обеспечивается шлемами для того, чтобы защитить хотя бы уши. Люди, над которыми взлетают самолеты, не защищены — а это дети, младенцы, старики", — говорит по этому поводу Александр Жилин.
Аэродромы в нашей стране зачастую имеют именно такую историю: строились практически все в 30-ые годы — во время индустриализации, в 40-ые постепенно развивалась техника, и аэродромы совершенствовались, посадочные полосы удлинялись, а локации оставались, такая история произошла и в Ейске. Плюс город рос и теперь люди, живущие под зоной взлета и посадки, находятся под риском, что и было показано в этот раз, когда самолет врезался в жилой дом, говорит в беседе с Накануне.RU заслуженный летчик СССР Олег Смирнов. Эксперт соглашается, что проблема в равной степени касается как гражданской, так и военной авиации.
"Требуется пересмотр вот этих зон взлета и посадки, когда были бы предусмотрены в регламентах более жесткие правила строительства жилых помещений", — заключает он.