В Перми прошел митинг протеста против транспортной реформы. Согласовать заявку организаторам удалось лишь с седьмой попытки, и то власти отказали в проведении мероприятия в центре и отправили протестующих на окраины города. Встреча недовольных реформой состоялась в Саду камней, вблизи станции Пермь-II. Среди затронутых тем — "обрезка" маршрутов, отсутствие обсуждения новаций с горожанами, а также требование "вернуть транспорт жителям". В конце мероприятия митингующие потребовали отставки главы городского дептранса Анатолия Путина, при этом организаторам в ходе митинга не дали разместить на "фартуке" сцены баннер "Анатолия Путина — в отставку".
С начала 2022 г. в Перми начало действовать новое тарифное меню, по которому стоимость проезда выросла с 26 до 33 руб. Кроме того, власти отменили бесплатные пересадки и изменили цены на проездные билеты. По новым правилам пересадка теперь стоит 16,5 руб. Стоимость проездного билета на 30 поездок выросла до 940 руб., на 40 поездок — до 1,2 тыс. руб., безлимитного — до 1,8 тыс. руб. При этом была отменена скидка на оплату проезда по безналичному расчету. На фоне роста стоимости проезда власти сократили длинные маршруты, ведущие в отдаленные регионы Перми. Несмотря на это, убытки отрасли по-прежнему достигают около 2 млрд руб., а в конце августа 2022 г. появилась информация о готовящемся новом повышении стоимости проезда, хотя чиновники это отрицают.
Все изменения, как рассказала активист Оксана Асауленко, власти принимали без учета мнения горожан. На плакатах пришедших были лозунги о возвращении автобусных маршрутов №№13 и 33, "Нет повышению тарифов" и другие. Организатор митинга Людмила Ёлтышева рассказала о том, что после первого протеста участников пригласили в общественную палату, но заявили, что обсуждения нового тарифа не предусмотрено. Потом в городе отменили троллейбусы, закрыли движение по перегону Пермь I — Пермь II. В целом Ёлтышева крайне негативно (словом "г****") оценила реформу.
"Общественный транспорт должен быть общественным, а сейчас он небезопасный", — сказала Людмила Ёлтышева.
Водитель автобуса №53 Валентина рассказала, что ее не устраивают новации. Например, она успевает выполнить не все обязанности, которые у нее есть.
"Раньше хозяйкой салона была кондуктор, она следила за всем, что происходило в салоне. А теперь приходится самим продавать билеты, в это время автобусы ездят переполненными. Маршруты урезали, это плохо", — сказала Валентина.
Среди других трудностей, как говорят участники, — отмена бесплатных пересадок и то, что пермские перевозчики сейчас "выдавлены" с рынка перевозок. Возмущает пермяков и стоимость нового транспорта, приобретением которого чиновники оправдывают свою реформу. Другие регионы, как говорит Асауленко, покупают трамваи за 12-13 млн руб., а Пермь — за 40 млн руб., при этом власти рассказывают о том, что "денег нет".
Депутат думы Перми от КПРФ Геннадий Сторожев в своем выступлении сообщил, что тариф заслуженно вызывает негодование пермяков. Он напомнил, что источников финансирования новаций два — бюджет города и карман горожан. Депутат напомнил, что лишь три года назад цена билета была 20 руб., а сейчас — 33.
"Как же можно так бездумно повышать тарифы, когда цены на все растут, когда такая международная обстановка? 25 депутатов из 36 поддержали повышение цены проезда до 33 руб. Нужно спрашивать со своих депутатов за решения. Если будем протестовать так же, как сегодня, нас услышат", — сказал Сторожев.
В конце митинга участники зачитали принятую резолюцию. В ней содержится мнение жителей о том, что тариф не обоснован ни экономически, ни социально. Кроме этого, горожане потребовали отставки начальника департамента транспорта мэрии Анатолия Путина, а также объявления вотума недоверия тем депутатам, которые проголосовали за повышение тарифа.