Крупнейшие промышленные предприятия обязали платить за вывоз отходов первого и второго класса опасности (ОПВК), что в ближайшее время может привести к увеличению стоимости их продукции. При этом участники рынка больше не смогут получать выгоду от продажи вторсырья, что, вероятнее всего, спровоцирует развитие серого рынка ОПВК. Именно такие опасения высказывают отраслевые игроки в связи со стартом реформы обращения с промотходами. По их мнению, нововведения, пусть и в тестовом режиме, запустили преждевременно, до ввода в эксплуатацию необходимых объектов дефицитной инфраструктуры. Сейчас предприятия, начавшие работать по новым правилам, говорят о рисках накопления тысяч тонн опасных отходов на своих промплощадках без возможности избавиться от них.
С 1 марта 2022 ФГУП "Федеральный экологический оператор" (входит в госкорпорацию "Росатом") начал оказывать весь спектр услуг по обращению с отходами первого и второго класса опасности. Взаимодействие между отходообразователями, транспортировщиками и переработчиками осуществляется через единую электронную систему ФГИС ОПВК по принципу одного окна. При этом предприятия, имеющие собственные мощности по обращению с отходами I и II классов, продолжают самостоятельно перерабатывать их без участия федерального оператора. Обязательными при этом является регистрация во ФГИС ОПВК и внесение в систему полной и достоверной информации об образовании и переработке отходов для обеспечения учета и контроля.
До конца 2022 года регистрация во ФГИС ОПВК носит исключительно добровольный характер, однако, начиная уже с 2023 года, она будет обязательной и контролироваться со стороны Росприроднадзора. По словам начальника управления учета, аналитики и моделирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов "ФЭО" Натальи Кривенко, во ФГИС ОПВК зарегистрировалось более 28 тыс. пользователей, включая крупнейшие предприятия республики Башкортостан, Челябинской и Оренбургской областей. Именно эти регионы входят в число субъектов, где образовывается наибольшее количество опасных отходов. Так, экологический оператор выделил 10 субъектов, которые аккумулируют практически 70% всех ОПВК.
Теперь все отходообразователи, включая предприятия, где в ходе деятельности появляются отработанные аккумуляторы или ртутные лампы, будут обязаны зарегистрироваться в системе и передавать опасные отходы исключительно по договору с "ФЭО". При этом услуги федерального оператора оплачиваются по утвержденным ФАС России тарифам, которые дифференцируются в зависимости от класса опасности отходов и включают расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение. Они едины на всей территории России и составляют 222,9 тыс. руб. за тонну для первого класса и 64,5 тыс. рублей — для второго.
Однако уже на этом этапе возникает конфликт интересов. Так, если ранее предприниматели могли продавать отработанные ресурсы переработчикам, получая прибыль, то теперь они обязаны платить за их утилизацию экологическому оператору. Таким образом, при полномасштабном старте работы новой системы ожидается существенный рост себестоимости товаров, так как в нее будут заложены все затраты, связанные с утилизацией отходов. Всего в Федеральном классификаторе отходов насчитывается 444 вида отходов I-II классов. В основном, это отходы, которые образует промышленность. Учитывая это, рынок ожидает серьезная нагрузка.
Одной из основных задач новой системы обращения с опасными отходами является создание инфраструктуры для покрытия дефицита перерабатывающих мощностей. Для этого "Росатом" к 2024 году планирует создать семь экотехнопарков. Как пояснил коммерческий директор "Русатом Гринвей" (входит в ГК "Росатом") Андрей Есаев, на сегодня в стране образуется примерно 400 тыс. тонн отходов в год. Мощность каждого комплекса при этом составит 50 тыс. тонн в год, что позволит перерабатывать на них 70% отходов I и II класса. Оставшиеся объемы будут направляться на уже существующие объекты.
Согласно официальной статистике, более 50% отходов I и II классов в Республике Башкортостан, Челябинской и Оренбургской областях образуются в металлургической промышленности и при производстве кокса и нефтепродуктов. Наиболее распространенными видами отходов в регионах являются высокоопасные каменноугольные фусы, смесь каменноугольных смол и масел, образующаяся при механической очистке фенольных сточных вод коксохимического производства, смолка кислая, образующаяся при сернокислотной очистке коксового газа от аммиака, и другие.
В уральском регионе один из таких экотехнопарков будет создан в Курганской области, в городе Щучье. Его стоимость составит порядка 5 млрд руб., которые профинансированы за счет федерального бюджета. Ожидается, что сюда будут свозить для переработки отходы из соседних промышленных центров, которые генерируют основную массу ОПВК.
Между тем, пока центры переработки не созданы, компании заявляют о невозможности избавиться от уже образовавшихся отходов. Основная проблема, по словам представителей отрасли, заключается в том, что зачастую поблизости нет подходящих мощностей, а большие плечи транспортирования экономически нецелесообразны. Все это приводит к накоплению отходов на промплощадках, либо развитию серого рынка обращения опасных отходов.
Таким образом, пока обращение с промотходами выстраивается по сценарию реформы рынка твердых коммунальных отходов (ТКО), которая стартовала с 2019 года. Ее целью также ставилось создание масштабной современной инфраструктуры по обработке и захоронению отходов, а также развитие рынка переработки. Именно под эти нужды был многократно увеличен тариф, однако перерабатывающие заводы и полигоны в большинстве регионов так и не были построены.