Все крупнейшие европейские инвесторы в энергогенерирующую отрасль России заявили о приостановке инвестиций и постепенном снижении доли на рынке. Соответствующие заявления уже сделал топ-менеджмент итальянской Enel и финской Fortum, владеющих большими активами в УрФО. Пока непонятно, как компании распорядятся активами. По мнению экспертов, продать их в текущих условиях они не смогут, а акционеры оказались отрезаны от дивидендов своих российских предприятий. С другой стороны, инвестиции по большинству электростанций уже возвращены, а их владельцы успели заработать. К прочему, рублевая прибыль для европейских акционеров сейчас не представляет интереса и ей вполне могут пожертвовать.
Итальянская генерирующая компания Enel заявила о возможном уходе с российского рынка. Об этом сказал генеральный директор группы компаний Франческо Стараче. По его словам, энергохолдинг будет готов свернуть деятельность в России в течение ближайших месяцев, однако как Enel намерена поступить с активами, пока неизвестно. Отметим, что бизнес в России составляет не более 1% от общего объема деятельности итальянской компании. Компании принадлежат ГРЭС в Тверской области и Ставрополье, а также Среднеуральская ГРЭС под Екатеринбургом. Ранее итальянцы владели еще одним активом на Среднем Урале – Рефтинской ГРЭ, однако несколько лет назад она была продана в рамках стратегии по декарбонизации. Enel в России эксплуатирует также Азовскую ветроэлектростанцию и ведет строительство крупнейшей в мире ВЭС за полярным кругом в Мурманской области.
Ранее, 3 марта, президент финского концерна Fortum Маркус Раурамо заявил, что компания приостанавливает все новые инвестиционные проекты в России и продолжит сокращать присутствие в тепловой генерации. Он отметил, что вместе с дочерней компанией Uniper концерн владеет 12 электростанциями в России с совокупной мощностью производства электроэнергии 15,5 гигаватт (ГВт) и мощностью производства тепла 10,2 ГВт. Основные активы Fortum сосредоточены в Челябинской, Тюменской области и ХМАО-Югре.
Таким образом, все крупнейшие иностранные игроки на рынке энергогенерации заявили намерениях остановить деятельность. Сейчас, как указывают участники рынка, западные энергетики не жертвуют практически ничем, кроме текущей выручки.
"Практически все присутствующие в России европейские генерирующие компании пришли после чубайсовской реформы в начале 2010-х годов. Тогда появился механизм возврата инвестиций в виде ДПМ и, по сути, все вложенные средства они вернули и хорошо заработали сверху. Если продать активы сейчас, можно считать это закрытием успешного инвестпроекта. При этом текущая рублевая прибыль для европейцев уже совсем не так привлекательна", — отметил инсайдер издания в одной из генерирующих компаний.
Собеседник агентства добавил, что, например, Среднеуральская ГРЭС, принадлежащая Enel, всегда представляла интерес для ПАО "Т Плюс" Виктора Вексельберга, как крупный источник теплоснабжения Екатеринбурга, где у компании сосредоточена существенная часть активов от производства до сбыта ресурсов.
Аналитик Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев отметил, что как таковых прямых инвестиций в энергокомплекс России со стороны зарубежных компаний не было. При этом, судя по последнему пакету санкций, речь идет именно о том, что зарубежные материнские компании не будут предоставлять финансирование, либо займы российским предприятиям под определенные проекты.
"Эта схема была непопулярна и в десятых годах. Те проекты, что реализовывали "Энел", "Фортум" и "Юнипро", были основаны на возврате инвестиций в рамках программы ДПМ или конкурентного отбора мощности по ВИЭ. Сейчас компании не откажутся от выполнения своих обязательств по ДПМ, но если говорить о будущих отборах, то их конструкция может быть изменена. Иностранные компании могут либо сокращать масштабы деятельности в России, либо попытаться найти покупателей на свои активы", — считает аналитик.
В то же время, по его словам, с продажей активов могут возникнуть проблемы. Дело в том, что покупатели внутри страны в текущих условиях вряд ли найдутся, так как есть существенные ограничения на проведение транзакций, российские компании не захотят брать на себя риск кредитования в долларах, а кто-то из банков вряд ли будет готов предоставить такой заем. Продавать и покупать эти активы иностранным компаниям будет сложно. Вариант с национализацией тоже маловероятен, так как предприятия рыночные и, как правило, в их составе присутствуют и российские акционеры.
"Получается, что инвестиций от материнских компаний не было и до этого. С другой стороны, те же "Юнипро" и "Энел" получили хорошую прибыль в 2021 году и с ней что-то надо будет делать. Получить дивиденды иностранные акционеры не смогут. При этом никто из госкомпаний не захочет покупать новые активы, так как ситуация не очень определенная и лучше деньги придержать, несмотря на инфляцию, либо направить на модернизацию своих активов. Если покупки и смогут происходить, то только с большим дисконтом. В то же время, для "Фортума" и "Юнипро" это хорошие активы, и они не заинтересованы в дисконтных сделках. Для того же "Фортума" Россия — один из крупнейших зарубежных рынков", — резюмировал Сергей Кондратьев.
Напомним, на прошлой неделе в рамках четвертого пакета санкций Еврокомиссия наложила запрет на новые инвестиции в российский энергетический сектор с ограниченными исключениями для гражданской атомной энергетики и транспортировки энергетических продуктов обратно в ЕС.