В январе 2022 года Казахстан оказался на краю пропасти: покрываемые спецслужбами радикалы попытались осуществить государственный переворот. Силовой аппарат был парализован, и удержаться на плаву стране удалось лишь благодаря поддержке "старшего брата". Россия вместе с другими странами ОДКБ ввела в Казахстан миротворческий контингент, обеспечив стабильность у "южного соседа".
Прошло два месяца, и мы видим в республике ростки новой русофобии. Однако российские дипломаты и правозащитники не вполне понимают, как вести себя в новой реальности.
Тревожные звоночки пошли после 24 февраля 2022 года, когда Россия начала спецоперацию на Украине. До сих пор казахстанские власти придерживаются политики нейтралитета и призывают обе стороны конфликта к мирным переговорам. Однако в общественной жизни Казахстана происходят события, которые не могли бы случиться без покровительства ряда антироссийских элит.
Именно в Казахстане прошёл самый массовый в СНГ разрешённый антироссийский митинг, который можно было бы назвать "заукраинским". Акция 6 марта в Алма-Ате, набитая украинскими флагами и антироссийскими выпадами, началась с известного со времен прогитлеровских украинских националистов приветствия "Слава Украине — Героям слава!". Мероприятие согласовал недавно назначенный акимом (главой) Алма-Аты Ерболат Досаев. Организатором акции стал антироссийский политактивист Даулет Абылкасымов, один из ключевых выступавших — глава финансируемого США общественного фонда Liberty Галым Агелеуов.
Митинг завершился, и в следующую ночь неизвестные разрушили мемориал 28 панфиловцам в Алма-Ате. Вандалы вырвали чугунные таблички с памятников и буквы с гранитного триптиха, установленного к 30-летней годовщине Победы. Характерно, что уголовное дело по факту преступления было заведено по статье "Кража", а не "Вандализм" — таким образом вводится мысль, что речь идёт о простом хулиганстве, а не о политическом действии.
Если с русофобами полиция будто бы играет в поддавки, то с антифашистами всё не так. Почти сразу же под запрет попал главный символ освободительной кампании — буква Z. Её начали клеить на машины и окна своих квартир не только русские, но и представители других народов Казахстана, поддержавшие операцию России по денацификации. В ответ дорожная полиция стала штрафовать водителей за Z-наклейки по статье "Нарушение правил эксплуатации транспортных средств". С домовладельцами пока всё ограничивается запугиваниями. А вот флаги запрещенного в РФ "Правого сектора" на некоторых автомобилях в Алма-Ате и русофобские лозунги на митинге такого внимания полицейских не привлекли.
Националисты задействовали против русских своё главное оружие — "языковые патрули", стремящиеся запретить русский язык в Казахстане. "Штурмовики" заходят в магазины, организации, властные структуры и пытаются заставить других говорить только на казахском языке, что незаконно (до сих пор за русским в стране закреплён статус языка межнационального общения). В 2021 году власть припугнула радикалов, их основатель Куат Ахметов покинул страну. Однако сейчас полиция не спешит расправляться с такими националистами, и нынешний лидер "патрулей" Диас Кузаиров, затаившийся на некоторое время, вновь активизировал свою деятельность.
Сам Кузаиров является скорее турецким, чем казахским националистом — он провозгласил себя сторонником продвигаемого Анкарой проекта "Великий Туран". По замыслу радикалов, Турция должна получить контроль над всеми республиками Средней Азии и даже российскими регионами, где проживают тюркоязычные. Отметим, что этот проект представляет собой реальную угрозу суверенитету Казахстана — в отличие от отсутствующих в действительности российских "притязаний" на территорию республики. Сторонников "Турана" активно поддерживает президент Турции Эрдоган, тогда как российская власть отрицает любые посягания на независимость "южного соседа" и доказывает это практикой (ввод миротворцев ОДКБ лишь укрепил суверенитет республики).
Почувствовав силу, радикалы перешли к персональной травле. Диас Кузаиров не изменил своей кличке ("бабушкин боец"): националисты выбирают жертв преимущественно среди женщин, которые не могут защитить себя — "патрули" боятся заходить в секции единоборств, откуда рискуют уйти побитыми. На этот раз жертвой травли стала 22-летняя русская девушка Елизавета Матвеева из Усть-Каменогорска (Восточный Казахстан). Матвеева опубликовала ролик в TikTok, где сказала спасибо Владимиру Путину. Девушка заявила, что в мире возрождается фашизм, но сейчас она чувствует себя спокойно: если и в Казахстане появятся неонацисты, то Владимир Путин защитит русских.
Националисты в ответ спустили на Матвееву всех собак. Девушке и её матери даже угрожали убийством, их адреса искали в специальных группах в соцсетях. Вместе с этим радикалы пытались натравить на жертву полицию и прокуратуру — надеялись, что Матвееву посадят за "призывы к сепаратизму" (срок — до 15 лет лишения свободы). К счастью, российские журналисты вовремя обратили внимание на травлю русской девушки, после чего за неё заступился глава Россотрудничества Евгений Примаков. Также Матвееву активно поддержали в российском сегменте Интернета. "Наша русская девчонка, которая впервые почувствовала дыхание великой страны. И мы обязаны её защитить", — такие комментарии были не редки.
По информации Накануне.RU, сейчас девушке ничего не угрожает. Правоохранительные органы дали отказ в возбуждении уголовного дела против Матвеевой. "С ней поддерживается контакт. При необходимости девушке будет оказана помощь", — заявил корреспонденту Накануне.RU глава казахстанского отделения Россотрудничества Алексей Коропченко. Правда, рассматривать угрозы убийством в отношении Матвеевой и её матери полицейские не стали. А ведь подобные угрозы высказывались и другим жительницам Казахстана, не побоявшимся выступить в публичном пространстве с антифашистской позицией. "Сейчас мы пока сами справляемся с нацистами, но кто знает, — заявила нам гражданка Казахстана, которую тоже пытались затравить за ролик в TikTok. — У нациков [сейчас] очередной приступ величия".
Отметим, местные журналисты подозревали в покровительстве "языковым патрулям" недавно назначенного на пост министра информации Казахстана Аскара Умарова, чьё назначение вызвало массу критики — деятель также отметился скандальными русофобскими высказываниями. Впрочем, позже Умаров опроверг заявления о своей ненависти к русским.
Беспокоит другой факт: без активного "толчка" со стороны СМИ российская дипломатия в Казахстане ведёт себя несколько растерянно. В Россотрудничестве заявляют, что в отношении русских в Казахстане нет травли, однако источник Накануне.RU в дипломатических кругах признаёт: эти случаи есть, но механизма эффективного противодействия им не выработано.
"Как только мы начинаем активно обсуждать случаи травли, поднимается волна, которая выплёскивает всех этих представителей "языковых патрулей". Пока мы про них ничего не говорили, они только иногда мелькали. А как только мы начали о них писать и говорить, они почувствовали себя героями", — заявил нам на правах анонимности представитель одного из российских дипведомств, занимающихся защитой прав соотечественников.
Однако без СМИ защищать русских не удаётся, и нынешний пример это продемонстрировал: за Лизу Матвееву заступились только после реакции российских журналистов. Многие другие случаи подобной травли проходят при полном молчании соответствующих структур. Так, глава занимающегося защитой прав русских в Казахстане "Правозащитно-благотворительного фонда" Вячеслав Ястребов утверждает: "На фоне спецоперации на Украине каких-либо обращений, открыто дискриминирующих русских [в Казахстане], нами не зарегистрировано" (!). А ведь это было заявлено уже после антироссийского митинга в Алма-Ате.
Есть и более тонкие попытки повлиять на русское население. Источник Накануне.RU, занимающийся защитой прав русских в Казахстане, объясняет: национальная политика в республике направлена на ассимиляцию русских в "единый народ Казахстана", чтобы пресечь их идентификацию с Россией как с "большой Родиной". Ещё десять лет, и эти люди могут полностью забыть о своих корнях, опасается наш собеседник. Впрочем, применяемые в этом случае методики — тема отдельной статьи. В отношении казахского народа такие "практики", разумеется, не применяются — там национальная идентичность "бьёт ключом".
Наши собеседники уверены: в новых исторических условиях нужно как можно быстрее привести в чувство структуры, защищающие русских в ближнем зарубежье. Речь идёт о будущем русских людей, поступиться которым мы не имеем морального права. Один раз мы этим будущим уже поступились. Относясь с максимальным уважением к суверенитету Казахстана (любые выпады в эту сторону непозволительны), необходимо по-новому поставить вопрос о защите русских людей за рубежом.