Рост цен на молочную продукцию, инфляция и снижение покупательной способности населения России привели к повышенному спросу на импортное пальмовое масло. По мнению участников молочного рынка, для поддержания объемов продаж недобросовестные производители стали чаще использовать заменитель молочного жира, выдавая продукцию за натуральную. При этом введенные правила маркировки и система "Меркурий", судя по всему, не уменьшили объем суррогата на прилавках. Эксперты отмечают, что наиболее проблема распространена в бедных регионах и торговых сетях эконом-класса. Подробности — в материале Накануне.RU.
На этой неделе стало известно, что цены на импортные товары в России выросли в среднем на 15% за год, и среди товаров с объемом поставок более $1 млрд в год сильнее всего подорожало пальмовое масло – на 59%. В свое время при недостаточных объемах производства собственного молока в ход пошли продукты с "заменителем", государство смотрело на это снисходительно, ведь начни бороться — полки останутся пустыми. А теперь от пальмового масла никто не готов отказываться: по оценкам Татьяны Рыбаловой, независимого эксперта молочного рынка, компании гонят фальсификат, потому что это дает огромную маржу.
Только в январе-сентябре 2021 года импорт пальмового масла и его фракций в Россию увеличился на 7,1% и составил 803 тысячи тонн. Такая тенденция может быть обусловлена двумя факторами. Во-первых, со снижением покупательной способности населения, резко возрос спрос на продукты с заменителем молочного жира (СЗМЖ) из-за их низкой стоимости. Второе предположение – более негативное: недобросовестные производители стали активнее использовать пальмовое масло для удешевления и поддержания объема продаж. И оно, вероятно, верно, так как в 2021 году темпы роста производства товарного молока замедлялись (в январе-октябре 2021 лишь 0,5% роста).
Характерно, что использование суррогата отнюдь не приводит к снижению цен, напротив, их рост продолжается ускоренными темпами на фоне того, что рекордно дорожает и само пальмовое масло. Хотя в целом рост цен на молочку связывают также с удорожанием как кормовой базы, так и издержек переработчиков молока, которые с декабря обязаны маркировать всю выпускаемую продукцию. В отдельных случаях стоимость литра молока в розничных сетях достигала 100 руб.
Депутат Курганской областной думы Валерий Сусляков отмечает, что по качеству продукции также бьет проблема расчетов с производителями молока, которые поставляют продукцию переработчикам, обеспечивающим школьное и детское питание.
"Молзаводы зачастую забирают продукцию и не рассчитываются, так как такие контракты обязывают производителей отгружать молоко, вне зависимости от расчетов. Сами переработчики объясняют это задержками в расчетах со стороны конечного потребителя. Возможно, кому-то выгодно, чтобы поступало пальмовое масло. Сейчас только в Зауралье кассовый разрыв исчисляется миллионами рублей", — сказал депутат.
Председатель Союза предприятий по переработке молока Свердловской области Игорь Пехотин отметил, что, несмотря на введение маркировки, честного знака и системы "Меркурий", которые направлены на исключение фальсификата на территории России, в отдельных сетях все еще можно встретить недоброкачественную продукцию. В основном, речь идет о дискаунтерах, устанавливающих такую цену, производить по которой натуральную молочку невозможно.
"Вероятнее всего, именно такие товары поступают от производителей, использующих пальмовое масло. Особенно эта проблема распространена в регионах с низкими доходами населения. В свою очередь, у переработчиков объективно растут затраты на сырье, упаковку, энергетику и валютная составляющая. Есть производители-экспортеры, которые привязывают свои цены на внутреннем рынке к ценам в Китае. За последние три месяца сырье подорожало на 20% и более, особенно это заметно в центральной России. Ситуация выглядит странно и похожа на сговор, в который пытаются втянуть остальные регионы", — рассказал Игорь Пехотин.
Собеседник Накануне.RU добавил, что в ближайшее время рынок ждет фиксации цен. Тем не менее, по его мнению, решить проблему можно с помощью определенного регулирования со стороны государства.
"Как бы ни говорили, что на западе — рынок, а штрафные санкции там жестче, чем у нас. Сейчас мы нуждаемся в регулировании рынка от производителя до полки. Необходимо не затягивать гайки, но установить честные правила конкуренции", — резюмировал эксперт.
Как мы сообщали ранее, ряд российских ученых в своем исследовании пришли к выводу, что к росту стоимости всех товаров в отрасли ведет прежде всего монополизация рынка. Так, на агрохолдинги приходится более 50% от общей выручки всех сельскохозяйственных организаций. Их доля является доминирующей в производстве мяса птицы — 61,5 %, свинины — 59,3%, сахарной свеклы — 59,4% от всех категорий хозяйств. Крупнейшими агрохолдингами являются: АПХ "Мираторг", ПАО "Группа "Черкизово" и ООО "ГК "Русагро". Аналогичная монополизация рынка прослеживается аналитиками и в сегменте розничной торговли, что также ведет к динамичному росту цен. Согласно приведенным данным, доля оборота торговли пищевыми продуктами розничных торговых сетей в общем объеме по России составила в 2020 году 44,0%.