Аналитика


За бензин ответишь: бывшего гендиректора "собянинского" НПЗ задержали в Италии
Экономика | Тюменская область

Бывшего гендиректора Антипинского НПЗ Геннадия Лисовиченко задержали в Италии по обвинению в злоупотреблении полномочиями, которые привели к банкротству предприятия. Лисовиченко руководил заводом с 2004 г., проект должен был стать визитной карточкой Тюменской области и имиджевым для прежнего ее руководителя Сергея Собянина. В августе 2019 г. НПЗ обанкротился, а Лисовиченко было заочно предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, обвиняемый "вопреки законным интересам" завода заключил договор купли-продажи имущества, чем нанес предприятию ущерб на сумму более 35 млн руб. Эксперты полагают, что с задержанием Лисовиченко список возможных фигурантов уголовного дела может расшириться, передает корреспондент Накануне.RU.

АО "Антипинский НПЗ" — крупнейший в свое время инвестиционный проект Тюменской области, являющийся единственным частным нефтеперерабатывающим заводом в России и единственным постсоветским НПЗ, построенным "с нуля". Изначально 80% акций принадлежали Дмитрию Мазурову, учредителю и председателю совета директоров группы компаний "Новый Поток".

Предприниматель создавал завод на кредиты "Сбербанка". В конце 2018 г. он не смог погасить один из займов и был вынужден передать банку управление заводом, а затем и контроль над ним. Известно, что перед подачей иска банк неоднократно шел на уступки и проводил реструктуризацию.

Долг Антипинского НПЗ оценивался в $5 млрд, из них $3,2 млрд — перед "Сбербанком". В июле 2019 г. Мазурову было предъявлено обвинение в особо крупном хищении денежных средств, которые выделялись Антипинскому НПЗ по кредитной линии от "Сбербанка" (ч. 4 ст. 159 УК РФ). А Геннадий Лисовиченко скрылся.

"АО "Антипинский НПЗ" в лице фактически контролировавших его на момент предоставления кредитных средств Дмитрия Мазурова и Геннадия Лисовиченко ввел "Сбербанк" и, возможно, другие банки в заблуждение относительно финансового состояния предприятия, скрыв наличие у АО "Антипинский НПЗ" крупных обязательств перед третьими лицами по поручительствам, предоставленным заводом, за компании группы "Новый поток", фактически подконтрольные Д. П. Мазурову", — говорилось в сообщении банка, который после банкротства предприятия стал его мажоритарным акционером.

лисовиченко геннадий алексеевич генеральный директор зао антипинский нпз(2014)|Фото: Накануне.ru

Во время аудита завода новым руководством предприятия выяснилось, что АНПЗ заключал, в том числе по экспортным контрактам, договоры на нерыночных условиях с аффилированными посредниками.

Как сообщает "Национальная ассоциация нефтегазового сервиса", продукция Антипинского НПЗ, якобы, поставлялась по низким ценам аффилированному трейдеру — New Stream Trading AG. New Stream Trading зарегистрировано в Швейцарии, ее директором и членом совета директоров значилась Ксения Мазурова, родная сестра Дмитрия Мазурова, проживающая в Цюрихе гражданка России. Сам Дмитрий Мазуров был записан как председатель совета директоров. При этом сам трейдер также является должником "Сбербанка" — примерно на $50 млн.

По версии аудиторов, в 2015-2017 гг. завод и трейдер заключили несколько экспортных контрактов на поставку продукции — они были невыгодны заводу, а трейдер перепродавал их уже дороже. Только в 2017 г. недополученная прибыль могла составить $66-79 млн. Новое руководство предприятия утверждает, что отчетность велась "в серую", многие функции АНПЗ были переведены на "Новый поток" на аутсорсинг, информация хранилась на его серверах в Москве, базы данных на которых оказались заблокированными с приходом нового менеджмента.

Среди других совладельцев в свое время назывались Николай Егоров и Владимир Калашников. По данным из открытых источников, Николай Егоров якобы является однокурсником Владимира Путина, а Калашников — товарищем мэра Москвы Сергея Собянина, в бытность которого губернатором Тюменской области и появился проект АНПЗ.

По данным telegram-канала "ВЧК-ОГПУ", Лисовиченко, вероятно, даст показания, которые могут пролить свет на "очень интересные темы" — как свою долю прибыли получали другие совладельцы НПЗ, кто из них предпочитал кэш, на что шли деньги НПЗ, кто из силового блока мог иметь свою долю на предприятии. "Мазурова взяли сразу по прилету в Москву и он предпочел молчать, не предавая огласке многие тайны владения НПЗ и распределения прибылей. Лисовченко молчать не будет. Ему надо добиваться не выдачи в Россию", — пишет канал.

Антипинский НПЗ, Новый поток, New Stream(2016)|Фото: накануне.ru

Впрочем, по мнению политолога Павла Салина, на "внутриклановую" обстановку ни арест Лисовиченко, ни показания в адрес других владельцев завода не повлияют.

"Когда представители бенефициаров нынешнего политического режима или сами бенефициары входят в руководство каких-либо хозяйственных структур, то эти структуры считаются неприкосновенными. Если у этих структур начинаются проблемы, то значит, защита с них снята. Усматривать здесь признаки обострения внутриэлитной борьбы вряд ли можно. Подобные прецеденты были и раньше, когда у бизнесменов, считавшихся неприкасаемыми, возникали проблемы с правоохранительными органами, но это происходило уже после того, как с них снимали защиту. Данный случай из общего ряда не выбивается", — прокомментировал он.

Директор Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в беседе с корреспондентом Накануне.RU отметил, что за АНПЗ действительно идет борьба, но не топовых групп влияния.

"У нас довольно небольшое количество НПЗ в России, мы все прекрасно это понимаем. Во всем комплексе это наиболее узкая часть, узкое горло этого сегмента. Независимые НПЗ можно пересчитать по пальцам. АНПЗ – фактически последний независимый НПЗ. За него довольно долго шла борьба: противостояние между "Новым потоком" и, соответственно, другими игроками. Но это не история про бывших и будущих партнеров Собянина. Это история про борьбу за контроль за стратегически важным активом и, в данном случае, сам факт выдачи Лисовиченко Интерполом говорит о том, что основания для этого достаточно серьезные. Что касается дела в отношении Мазурова, то там совсем другие суммы фигурируют. Дело было возбуждено по заявлению "Сбербанка", я сомневаюсь, что Герман Греф решил "отжать" НПЗ у Мазурова. "Сбер" получил "живые" деньги [в результате сделки за активы НПЗ с компанией "Русинвест"]. "Сбербанку" такие активы были не нужны", — заключил эксперт.



Ксения Теплякова