25 декабря 2021 года исполнилось ровно 30 лет с распада СССР. А показанный накануне этой даты фильм "Россия. Новейшая история" стал кратким введением в историю последнего тридцатилетия. История подана с осуждением приватизации, тоской по распаду Советского Союза и верой в будущее. Однако больше всего разошёлся сюжет о том, что нынешний глава государства в 90-е был вынужден работать таксистом.
Владимир Путин уже давно называл распад СССР "крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века". Но, как мы знаем из его же выступлений, "бомбу под Россию" при этом заложил сам основоположник советского государства Ленин, и это было сделано в момент создания Советского Союза. Интересно, что показанный недавно фильм о новейшей истории России начинается с того, что до "парада суверенитетов" прежнее государство было весьма неплохим. "В ошских событиях мы за три дня получили почти пятьсот трупов. 500 человек забили друг друга А почему? А потому что когда земля общая, СССР, то нет разницы, Узбекистану она принадлежит или Таджикистану. А когда каждая страна объявила о своём суверенитете, хотя она ещё и республика..." — рассказал бывший председатель Государственного комитета по труду и социальным вопросам Владимир Щербаков.
Далее демонстрировались другие ужасы ранней постсоветской реальности: слово "патриот" становится ругательным, в Москве сначала происходит путч ГКЧП, о котором вспоминает... митрополит Тихон Шевкунов, затем наступает черёд 1993 года, когда танки расстреливают Верховный Совет.
"Расстрел Белого Дома из танков — это до сих пор моя личная трагедия. Стыд, стыд офицера. Я от этого стыда белугой ревел", — так вспоминает о тех событиях Вячеслав Попов, тогда командовавший 3-1 флотилией подводных лодок Северного флота. Не очень понятно, почему прокомментировать эти события просят именно его — ведь Попов в те годы нёс службу на севере и в происходившем у Белого Дома участия не принимал.
Далее речь заходит о "параде суверенитетов", Владимир Путин напомнил о том, что 25 млн русских людей в одночасье оказались за границей в республиках бывшего Советского Союза, которые получили суверенитет. И для людей, которые там оказались не по своей воле, это безусловно плохо. "Это гуманитарная трагедия безо всякого преувеличения", — подчеркнул президент.
Более того, он напомнил, что и 16 субъектов Российской Федерации пытались объявить о своём суверенитете. В фильме показали и купюры уральских франков, из изображений на которых следовало, что не предусмотренная конституцией Уральская республика должна была поглотить соседние регионы.
Напомнил Путин и о сложностях в промышленности. По его данным, в начале 90-х в Петербурге 70% промышленности работало на оборонку, потом множество предприятий закрылось, неимоверно выросла безработица, а оставшимся рабочим по нескольку месяцев не выплачивалась зарплата. Так речь зашла и об иностранных шпионах и агентах влияния.
"Приглашение иностранных специалистов — дело обычное. Теоретики были, а тех, кто мог работать в условиях рыночной экономики — раз-два и обчёлся. Я этих решений тогда не принимал, но да, конечно, они лезли везде, и даже если не были кадровыми работниками ЦРУ, наверняка отчитывались и в Госдепе, и в ЦРУ", — отметил президент.
Важной новостью стали подробности операции по захвату аэродрома в Приштине в 1999 году. "Я был секретарём Совета безопасности, ко мне пришёл начальник Генерального штаба, тогда генерал Квашнин, и он мне сказал, что есть такая идея — захватить этот аэропорт, он сказал, что ясно, что нам нужно будет оттуда уйти, но нам будет чем торговаться", — рассказал Владимир Путин. Он дал согласие, однако не стал сообщать о планах министрам обороны и иностранных дел, чтобы не допустить утечки информации.
Относительно Югославии глава государства заметил также, что ситуация в случае распада России могла бы стать страшнее, чем там. А определённые силы на Западе напрямую стремились к распаду Российской Федерации, поддерживали бандитов и террористов.
В общем, идея о тяжёлых 90-х, тяготах от распада страны красной нитью проходит через весь фильм. Но в финале отмечается, что если раньше стоял вопрос о выживании, то теперь можно поговорить и о перспективах.
"Будущее страны видно, будущее есть", — замечает глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов. Отдельный сюжет в фильме был посвящён и Чечне, успехи которой как бы оттеняют недавнюю дискуссию Владимира Путина и Александра Сокурова. Но, что интересно, меньше внимания к этому спору не стало.
Политолог Аббас Галямов беседе с Накануне.RU отметил, что люди, в принципе, признают заслуги Путина перед историей РФ, но они не видят никакого будущего, никаких перспектив.
"Идти с головой, повёрнутой назад, невозможно. Люди это чувствуют и отвечают снижением лояльности, рейтинги падают. Путин чувствует это и опять пытается назад повернуться, покопать ещё что-то, ещё какие-то аргументы найти. У людей создаётся ощущение, что он своей задачей ставит консервацию прошлого. Но есть некое противоречие между консервацией прошлого и движением вперёд, в будущее. Люди, как бы они ни были с ним согласны относительно взглядов на историю, понимают, что завтра придёт, и это будут не 90-е и не 1941-й, условно говоря, что-то другое будет", — считает эксперт.
Что касается сохранения страны в 90-е, то этому радовались ещё 20 лет назад, однако нельзя до бесконечности жить одним днём. По мнению политолога Павла Салина, медийный итог от попыток сравнения действительности с 90-ми получается не особо впечатляющим, потому что есть базовая эмоция — усталость от Владимира Путина.
"Эти все вещи останутся незамеченными даже большей частью тех, кто увидел соответствующие сюжеты. Если брать массового зрителя, то все скоро об этом забудут. Чтобы эту базовую эмоцию обойти, нужно какие-то более сильные инструменты использовать. А эти дежурные инструменты — рассказать, что я такой же как все, и на такси работал — не сработают. Это сработало бы, если бы Путину потребовалось повысить свой рейтинг в начале нулевых и он был президентом надежд. Тогда такой фильм прошёл бы на ура, а сейчас уже поздно. У населения падают доходы, оно видит инфляцию, и когда ему в провластном фильме говорят, что "у нас есть будущее", то оно может подумать, что у вас-то есть будущее, а у нас оно очень неприглядное", — подчеркнул он.