В Китае задумали перенести дату празднования Дня учителя, которая сейчас приходится на 10 сентября. Неделю назад соответствующий законопроект был опубликован для общественного обсуждения. Весьма велика вероятность, что закон примут в ходе сессии Всекитайского съезда народных представителей (ВСНП) весной следующего года. Казалось бы, это сугубо технический момент. Однако нынешняя дата Дня учителя была установлена на волне проведения реформ Дэн Сяопина. Поэтому отмена торжеств 10 сентября может стать важной вехой в пересмотре оценок эпохи Мао Цзэдуна. Подробности – в материале Накануне.RU.
Одним из поводов для переноса даты стало то, что 9 сентября в стране известно прежде всего как годовщина смерти председателя Мао. Сейчас эта дата не особо выделяется в календаре, однако для многих граждан, почитающих председателя как создателя Нового Китая, это до сих пор негласный день траура. В этой связи торжества по поводу Дня учителя уже 10 сентября выглядят двусмысленно. Но почему тогда праздник вообще был установлен на эту дату?
Китайские просветители, занимавшиеся модернизацией образования в тридцатые годы прошлого века, предлагали отмечать в этом качестве 6 июня. В 1939 г. правительство Гоминьдана решило объявить праздник 27 августа, в день рождения Конфуция. Тогда были опубликованы "Временные меры по празднованию Дня учителя". Однако Гоминьдан тогда уже не контролировал всю территорию страны и, соответственно, не мог обеспечить внедрение этих мер. После создания КНР чествование учителей перенесли на общий Праздник труда 1 мая.
К последним годам эпохи Мао Цзэдуна часто высказывается претензия, будто тогда социальный статус учителей донельзя понизился, и педагоги стали фактически "вшивыми интеллигентами" (臭老九). Так свое положение оценивают не все.
"Учителя были абсолютно бедны. В том 1969 г. зарплата составляла 18 юаней в месяц, и теперь действительно грустно говорить об этом. Однако учителя той эпохи не теряли самоуважения из-за бедности и не теряли любви к своей карьере из-за этой "скромной" профессии... Учителя в то время были действительно бедны и счастливы, и их мысли были очень просты", – вспоминает учитель первой категории Ван.
Подозрительное отношение к интеллигенции, обязательные работы в деревне в классах из 60-70 учеников, политические занятия по окончании рабочего дня – всё это действительно было в годы "культурной революции". Теперь возникли проблемы другого свойства – большая разница в условиях на селе и в крупных городах и даже между государственными и частными школами и т.д. Должность учителя называют "железной миской риса" – определённый оклад от государства гарантирован, но вот с перспективами гораздо сложнее.
Вскоре после окончания "культурной революции", в 1981 г. в газете "Гуанмин жибао" была опубликована статья о тяготах учительской жизни в маоистское время. Там, среди прочего, высказывалась просьба об учреждении Дня учителя в начале сентября. Это письмо подписано Чжан Ляньфэном (章连峰), жителем Пекина. Он предлагал отмечать праздник 1 сентября. Предложение поддержали и утвердили законодатели, но, чтобы праздник не приходился на начало учебного года, сдвинули дату на десять дней. Интересно, что когда несколько лет спустя китайские журналисты попытались найти этого человека, то поиски не увенчались успехом. Не исключено, что Чжан Лянфэн — это псевдоним или мистификация. На самом деле, идеи реформ в образовании и, в том числе, праздник в те годы отстаивала Ассоциация содействия развития демократии — одна из восьми китайских "малых партий". Сейчас роль таких партий невелика, однако в восьмидесятые в КНР было весьма заметное движение к многопартийности и буржуазной демократии, конец которому положили только события на площади Тяньаньмэнь. В итоге нынешняя дата Дня учителя стала одним из пережитков борьбы с наследием Мао Цзэдуна, а само 10 сентября выбрано совершенно произвольно.
В качестве альтернативы, ещё с 2004 г. предлагают 18 октября, день рождения великого педагога Тао Синчжи( 陶行知), одного из создателей современной китайской школы. Другие предлагают вернуть день рождения Конфуция. Но, во-первых, эта дата продолжает отмечаться на Тайване, а, во-вторых, просветительская деятельность Конфуция не подходит современному Китаю. Конфуций пропагандировал элитное образование, причём, как отмечают пользователи, после более чем двух тысяч лет подавляющее большинство населения Китая оставалось неграмотным. Образование получал только правящий класс. Мао Цзэдун, напротив, уделял внимание тому, чтобы простой китайский народ стал изучать культуру и заботился о государственных делах.
Ещё во время гражданской войны Мао выступал за то, чтобы солдаты Красной Армии учились во время боевых действий. В 1945 г. он предложил, чтобы искоренение неграмотности среди 80% населения стало важной задачей для Нового Китая. После основания КНР по всей стране была быстро развернута кампания по ликвидации неграмотности, возглавляемая правительством и опирающаяся на массовые организации. К 1964 г. уровень неграмотности населения страны старше 15 лет снизился до 50%; к концу эпохи Мао Цзэдуна — уже до 30%.
Таким образом, дата празднования Дня учителя стала неожиданным фронтом идеологической борьбы. Учитывая, что в обществе обострилась дискуссия об итогах приватизации, следующей весной мы можем увидеть много новшеств в китайском законодательстве. И День учителя, возможно, станет ярким, но не самым главным из них.