В Госсовете Татарстана сегодня произошло событие, изрядно выбивающееся из текущей политической жизни страны. Парламентарии единогласно отказались поддерживать федеральный законопроект "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ". Этот документ, известный в народе как "закон Клишаса-Крашенинникова", предлагает немало нововведений, в числе которых и запрет главе регионов называться президентом, а Татарстан на данный момент остался единственной республикой в составе РФ, руководитель которой сумел сохранить именно такое название должности.
Как сообщает "Коммерсант", депутаты даже не стали открывать прения по этому вопросу, а глава комитета Госсовета по госстроительству Альберт Хабибуллин заявил, что отдельные положения законопроекта "противоречат основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства".
В республике крайне болезненно воспринимают любое ущемление прав. Писатель Ильдар Абузяров считает, что результаты голосования не случайны и являются эхом, прежде всего, реформы, после которой фактически прекратилось преподавание национальных языков. Преподавание переведено на русский язык, огромное количество учителей остались без работы. Писатель отмечает, что лично ему всё равно, как будет называться должность президента, но вопрос умирания родного языка не рядовой.
"Вопрос со статусом рассматривают как стоящий в череде уступок и поражений в правах, которые идут сплошной чередой, не прекращаясь. Если у вас сначала отнимут корову, потом лошадь, потом овец, то вы будете цепляться за курицу. Видимо, наступил эффект накопления: пружина сжимается, но когда-то она находит нижнюю точку и можно её сломать окончательно, либо смягчить нажим. Люди ощущают на себе давление каждодневное, человек терпит лишения, нарушения элементарных конституционных прав — будь то право на изучение родного языка или право на свободное перемещение, право на собрания, право на посещение общественных мест без куаркодов. И когда человека лишают его прав, прописанных в Конституции, то человек за что-то цепляется и начинает устраивать протест", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.
Политолог Павел Салин обращает внимание на то, что юридическая особость, пусть и символическая, позволяет регионам претендовать на особость и при решении конкретных дел. Иначе им будут указывать на общие стандарты отношений между федеральным центром и регионами, которые региональные власти не удовлетворяют.
Эксперт полагает, что с юридической точки зрения от поступка татарстанских депутатов ничего не зависит. Отзывы региональных законодательных органов носят во многом формальный характер и на принятие законопроектов они практически никак не влияют.
"Но в условиях высококонсолидированного политического режима очень важна демонстрация внешних признаков. Хотя бы формально все должны быть "за". В рамках этой логики в прошлом году накачивался высокий результат на плебисците по поправкам в Конституцию, хотя, в принципе, таких высоких результатов не требовалось, да и сам плебисцит с юридической точки зрения не требовался. Именно в рамках этой логики партии власти важно было как минимум удержать конституционное большинство в Госдуме и значительно его превысить, что получилось лишь отчасти. Потому что режим становится заложником своей высокой консолидированности. Для него крайне опасны публичные демарши, даже если они не несут фактической юридической нагрузки", — подчёркивает Павел Салин.
Этот демарш, подсвеченный в федеральных СМИ, уже стал политическим событием и может влиять на дальнейшие процессы. В том числе, на процесс приведения к общему знаменателю Татарстана, против чего жёстко выступают татарские элиты.
Возникает вопрос — как отреагирует Москва — кнутом или пряником. С учётом экономической значимости и наличия серьёзных лоббистов в федеральной элите, вариант использования кнута не очень вероятен. Можно попробовать не заметить, попытаться договориться непублично, потому что попытка договориться публично будет воспринята всеми как признак слабости.
При этом, как считает эксперт, демарши, подобные нынешнему, пока не станут распространяться на другие регионы. Власти большинства субъектов очень сильно подвешены на различные крючки и зависят от федерального центра: это крючки вроде бюджетных дотаций или даже потенциальных уголовных дел. Такое противодействие могло бы приобрести общий характер, только если политсистема начнёт разваливаться, чего пока не наблюдается. "Но этого парада суверенитетов боятся в Москве. И этим обусловлено то, что на демарш Татарстана власти отреагируют, поскольку им важно, чтобы не появилось намёка на региональную фронду", — заключил эксперт.
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.