На международном строительном форуме Techno Build 100+ в Екатеринбурге обсудили программу комплексного развития территорий (КРТ) и подзаконные акты, которые регулируют КРТ. Представители регионов рассказали, с какими проблемами они сталкиваются в ходе реализации проекта, указали на пробелы, перечислили возможные опасности грядущего "великого переселения" народа в "хуснуллинские новостройки". Застройщики со своей стороны обменялись опытом и озвучили предложения. По итогу эксперты составят резолюцию и направят ее в Минстрой России. Подробности — в материале Накануне.RU.
Взять и принять
Сессию с приветственным словом открыл экс-мэр столицы Урала, сенатор Аркадий Чернецкий, его участие в обсуждении было продиктовано возможностью при необходимости вносить законодательные или нормативные изменения, которые могут помешать реализации закона о КРТ. Но и без того уральский регион стал лидером по изменению нормативно-правовой базы под программу комплексного развития территорий. В ЯНАО введено семь подзаконных актов, в Челябинской области — три, в ХМАО — пять, в Тюменской области — четыре, в Свердловской области уже восемь подзаконных актов и в Курганской области — два.
Пять из шести субъектов УрФО установили критерии ветхости в отношении многоквартирных домов и пять из шести установили специфические особенности КРТ, которые не отражены в Градостроительном кодексе, среди которых оценка достаточности бюджетных средств при расселении граждан из многоквартирных домов при использовании механизмов КРТ.
Взять и отнять
Даже в федеральном законодательстве есть несколько моментов, которые придется изменить под КРТ, чтобы они не мешали массовому развитию этого института. Среди таких вопросов — и права собственников, которые оказываются внутри границ объектов, отданных под КРТ. Механизм изъятия сторонники КРТ называют "механизмом справедливой компенсации", хотя суть его не меняется, и населению он не нравится. Звучит "развитие территорий" хорошо, авторы программы декларируют правильные вещи — комфорт для жителей города, это прекрасно, но только для определенных жителей города, получается, из всего вышесказанного видно, что задуман проект, как механизм "джентрификаций" центральных районов городов — выселения на окраины людей из центра, сноса их "бюджетных" домов под постройку нового высотного жилья для большой прибыльности.
Примета времени — мегаполисы растут вширь, жилищное строительство в последние 15 лет развивалось бурными темпами, но поскольку свободных территорий в центре городов не было, строили пригороды и возводили жилые массивы на окраинах, те самые печально известные "человейники" заполнили рынок недвижимости. Президент "НОСТРОЙ" Антон Глушков считает, что от такого положения дел, когда в центре нельзя возводить жилищные комплексы, понесли урон именно застройщики с точки зрения инвестиционной привлекательности и дополнительных затрат на инженерные сети, он считает, что также проигрывают органы исполнительной власти, так как рост "вширь" ведет к затратам в области содержания мегаполисов, ну, и сами горожане не всегда довольны отдаленностью своих новостроек.
"Поэтому вопрос российской реновации не раз обсуждался, — говорит Глушков. — У нас было много инструментов в градостроительном комплексе, это развитие застроенных территорий, комплексное устойчивое развитие, но все эти новеллы законодательства массового применения на территории всей Российской Федерации не нашли".
Замдиректора департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Максим Галь акцентирует внимание на проблеме включения в КРТ жилой застройки так называемых "ветхих домов", полномочия по определению которых находятся в руках властей субъектов.
"Решение о включении или невключении такого многоквартирного дома в границы КРТ принимается жителями, собственниками помещений, жители обязаны провести общие собрания и принять решение", — говорит Галь.
Взять и реорганизовать
Во многих городах исчерпан резерв точечной застройки, поэтому большой интерес для застройщиков представляют промышленные территории, которые можно сейчас, когда они не используются предприятиями (потому что предприятий уже нет или технологии уже изменились и не требуют таких масштабов), реорганизовать.
В городах Урала много таких "зон особого назначения" с советского времени, на них и устремлены взгляды возводителей "человейников" сегодня. Тем более, что эти зоны относятся к федеральной собственности, и судебных баталий с частниками можно миновать.
Тем не менее, на форуме отметили, что реновация на Урале по образцу "московской" — это дело будущего, для регионов пока будет использоваться точечно. Акцент "уральской реновации" будет делаться на расселении домов до трех этажей, аварийных и индивидуальных жилых домов.