Аналитика


Избиение саратовского кандидата от КПРФ – возвращение в 90-е?
Политика | Приволжский ФО

На прошлой неделе, перед подачей документов к очередным выборам в городскую думу Саратова, был избит депутат от КПРФ Сергей Подсевалов. Народный избранник также занимает должность первого секретаря обкома комсомола и является одним из руководителей предвыборного штаба Николая Бондаренко, широко известного благодаря своему блогу. В итоге подать документы в задуманное время не получилось – у Сергея Подсевалва были диагностированы травмы головы и сотрясение мозга. Полиция сообщает о задержании подозреваемых, но мотивы нападения до сих пор неизвестны. Бытовых причин для столь громкого преступления не просматривается, а вот политический след, напротив, просматривается и уже наносит характерный отпечаток на начинающуюся предвыборную кампанию.

"Возвращался с организационных мероприятий к дому и был избит… Нападавших, вроде бы, задержали, но пока в полиции мне не говорят, кто они. При нападении абсолютно ничего не говорили, не ограбили, просто избили и всё. Поэтому у нас сложилось впечатление, что это может быть связано с тем, что в пятницу я должен был подать документы в окружную избирательную комиссию для участия в выборах городской думы. Подача документов сорвалась, но я всё равно их в окружную избирательную комиссию подал. Буду участвовать, несмотря на все эти трудности, но сейчас госпитализирован в больницу", – рассказал Накануне.RU сам Сергей Подсевалов.

В КПРФ подчёркивают, что заявление об избиении было подано в правоохранительные органы уже на следующее утро, но уголовное дело завели лишь сегодня – спустя четыре дня, хотя личность нападавшего была установлена ещё в выходные.

Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов распорядился усилить меры охраны партийцев, а само происшествие с Подсеваловым назвал "возвращением в девяностые".

Член ЦК КПРФ Вячеслав Тетёкин, сам прошедший несколько избирательных кампаний в девяностые, обращает внимание на нетипичное время для нападения.

"Обычно к концу [кампании], когда друг на дружку много чего вывалили, наиболее отчаянные пытаются силовыми методами решать вопросы. Но сейчас избирательная кампания только начинается. Это значит, что те люди, которые заказывали данное избиение, данный акт насилия, готовятся к тому, чтобы заблаговременно подавлять своих оппонентов силой. И здесь, конечно, власть подогревает это дело. Накат на Бондаренко, накат на КПРФ — кто-то решил, что это дозволено. Если власть ведёт себя более жёстко по отношению к оппозиции, то и люди среди полукриминальных, как минимум, элементов, могут позволить себе то же самое, поскольку они "как бы за власть". Если в Москве и других городах нещадно лупят дубинками протестующих, то это отражение того, что власть всё больше переходит к политическому насилию. Не думаю, что заказ напрямую исходит от каких-то официальных структур, но, возможно, кто-то решил помочь побороться с этими смутьянами", – рассказал он в беседе с Накануне.RU.

Вячеслав Тетёкин также напомнил, что на предыдущих выборах именно в Саратовской области примерно на ста избирательных участках был показан абсолютно один и тот же результат – буквально до сотой доли процента. "А что это такое? Это насилие над волей избирателей. Там не привыкать, на самом деле, выкручивать руки, просто сменили формат", – считает политик.

Политолог Павел Салин полагает, что в этой ситуации определённое сходство с девяностыми действительно есть, хотя сейчас присутствуют и отличия: тогда правила игры под себя устанавливал тот, у кого было больше силового ресурса. По этому параметру мы возвращаемся в девяностые, но сейчас есть очень серьёзное отличие — если в 90-х было много игроков, которые обладали силовым ресурсом, то сейчас им обладает либо власть, либо люди, тесно связанные с властью. И они и устанавливают под себя правила игры, которые сами меняют тогда, когда им вздумается. А у населения это порождает чувство неуверенности в завтрашнем дне.

"Власть ставила себе в заслугу уход от неопределённости девяностых годов, но теперь она возвращается в угоду тем же бенифициарам политического режима. Раньше власть устанавливала правила, выгодные интересам большинства и являлась гарантом их соблюдения, а теперь — правила, выгодные ей одной, и эти правила постоянно меняются, потому что меняются выгоды. Здесь нет никакого раскола, скорее есть разделение на "мы" – бенефициаров режима, и "они" – всё остальное население", – полагает эксперт.



Юрий Александров