В подмосковной Дубне представители Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) обсудили интеграцию науки и промышленности. На примерах работы предприятий эксперты предложили противопоставить нынешнюю экономическую модель, при которой эти важнейшие отрасли оказываются не у дел, той, при которой они помогают развивать реальный сектор экономики. Подробности — в материале Накануне.RU.
Визит в Дубну, который, к слову, прошёл с соблюдением всех "коронавирусных" ограничений, начался с посещения ОЭЗ технико-внедренческого типа, цель работы которой – развитие высокотехнологичного бизнеса. Направлениями деятельности ОЭЗ являются: информационные технологии, ядерно-физические и нанотехнологии, био- и медицинские технологии, композитные материалы, проектирование сложных технических систем и другие.
Территория особой экономической зоны прирастала уже дважды: в феврале 2018 г. добавилось 40 га, в апреле 2020 – 60 га. Инвестиции резидентов в проекты в 2015 г. составляли 7 млрд руб., в 2021 – уже 35 млрд. Среди резидентов ОЭЗ: центр электронно-лучевой стерилизации и предприятие "Фреруз", занимающееся разработкой диализных фильтров и аппаратов "искусственная почка".
Осмотрев инфраструктуру ОЭЗ "Дубна", эксперты ТПП РФ прибыли на завод "ВНИТЭП". Учредитель, директор по развитию АО "ВНИТЭП" Алексей Кочуров, проводя экскурсию, отметил, что проект начался, как стартап, но сейчас эволюционировал в более масштабное производство. По его словам, продавать станки стало тяжело, и организация пришла к тому, что устроила "станочный каршеринг" – стала продавать время работы на станке. Среди клиентов предприятия – Челябинский тракторный завод, "Северсталь".
Основным же событием выездного заседания стало проведение Совета ТПП РФ по промышленному развитию и повышению конкурентоспособности экономики России. Его председатель Константин Бабкин обозначил проблему того, что наука и промышленность в стране никак не связаны друг с другом.
"В СССР были отраслевые институты, специализировавшиеся на разных направлениях. Они получали заказы, поставляли продукцию. Наши машины поставляли в Китай и Америку, доля РСФСР была тогда вчетверо выше, чем сейчас в РФ", – обозначил Константин Бабкин.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Дмитрий Курочкин отметил, что более удачного места для обсуждения интеграции науки и бизнеса для создания работоспособного продукта, нежели Дубна, нет.
"То, что мы увидели сегодня в ОЭЗ "Дубна", впечатлило. Пару слов скажу о том, что система ТПП, которая включает 178 региональных и муниципальных палат, может предложить наукограду Дубна. Ещё с 2018-го существует соглашение с Российской академией наук, есть ряд документов, направленных на сотрудничество с научными организациями, активно работает Фонд развития инновационного предпринимательства, который в 2020-ом получил статус Центра коммерциализации инноваций стран СНГ", – сказал Курочкин.
По словам генерального директора АО "ОЭЗ ТВТ "Дубна"" Антона Афанасьева, в особой зоне разработана вся необходимая инфраструктура для ведения бизнеса. Разработан специальный образовательный цикл, чтобы дети учились в школе, вузе, а после приходили работать в компании-резиденты зоны.
По словам генерального конструктора группы компаний "ПРОМТЕХ-Дубна" (оборудование для авиационной и космической отрасли) Дмитрия Шевелёва, предприятие практически решило для себя вопрос импортозамещения. "Для того, чтобы обогнать наших наиболее вероятных партнёров, нужны фундаментальные исследования. Здесь на стыке промышленности и науки у нас проходят исследования. Мы сотрудничаем, например, со структурами "Росатома", с Национальным исследовательским университетом, Московским авиационным институтом. То есть профильными институтами, ориентированными на наши потребности, а также обладающими собственной экспериментально-лабораторной базой", – сказал Шевелёв.
Бабкин заметил, что проводящиеся в России реформы науки и образования никак не связывает науку и промышленность, и те, кто их проводят, даже не ставят такую цель. В то время как особой экономической зоной могла бы стать вся страна.
Глава Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев сказал, что сожалеет о том, что, будучи депутатом Госдумы, голосовал за выделение миллиардов рублей на "Сколково". "В нём не было необходимости. Просто лоббисты продавили", – сказал Ненашев.
Подводя в разговоре с Накануне.RU итоги заседания, Бабкин заявил, что сейчас развитие промышленности и укрепление её связи с наукой не является целью для властей. И надо изменить целеполагание.
"Я бы посмотрел на ту систему, которая была при советской власти. Была многоуровневая система науки – академические институты, отраслевые институты, всё это должно быть связано с системой образования. В СССР были общества знания, которые контролировали выделение денег на отрасль. Было Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. Оно подхватывало изобретателей и стимулировало внедрение их идей. Опираясь на этот советский опыт, построена система управления качеством, например, в Японии. Полузабытый опыт можно возродить", – сказал Константин Бабкин, уточнив, что сегодня Академия наук делает одно, система образования – второе, заводы – третье, то есть они ведут себя, как лебедь, рак и щука из известной басни.
Система управления наукой, финансами и образованием состоит из людей круга Егора Гайдара и Анатолия Чубайса.
"Они живут в парадигме, где Солнце вращается вокруг Земли, нет законов Ньютона, нельзя человеку полететь в космос. В нашей парадигме Земля вращается вокруг Солнца, можно полететь в космос. И вот такая смена парадигм происходит через смену не убеждений, а поколений. То есть люди поколения Чубайса должны уйти со сцены и дать дорогу тем, кто мыслит рационально. Эволюционно это должно произойти или революционно, не знаю, лучше бы, конечно, чтобы президент сказал: "Ребята, вы уже достали, страна тормозит, давайте это менять"", – заключил Константин Бабкин.