Поднятая в послании президента тема достройки метро в крупных городах-миллионниках получила неожиданный поворот, некоторые эксперты считают, что в ряде регионов кто-то из чиновников департаментов транспорта "подставляют" губернаторов, те гонят наверх непроверенную информацию и "подставляют" уже вице-премьера Марата Хуснуллина. А последний даже подумать страшно, кого подставляет. Накануне.RU попробовало на примере в целом похожих Красноярска и Челябинска разобраться, что происходит и чего ждать в ближайшее время.
Итак, в послании Владимир Путин поручил доработать и проработать темы достройки метро в Красноярске и Челябинске, при этом в сибирском городе даже проекта как такового еще не существует, в Челябинске ситуация другая – никто внятно не может объяснить, что делать с проложенными туннелями разной степени готовности.
Мы просто напомним, что еще десять лет назад тогда губернатор Южного Урала Михаил Юревич как бизнесмен, знающий цену деньгам, радикально предложил засыпать прорытые туннели и отказаться от достройки никому не нужного метрополитена. Криков и визга было много, сами понимаете, Юревич от греха больше не выступал с такими заявлениями, а метро (туннели) в итоге пришлось законсервировать, и это само по себе обходится бюджету в 0,5 млрд руб. или чуть выше в год.
Затем были непонятные тогда многим заявления следующего губернатора Бориса Дубровского, который довольно неожиданно заявил о необходимости достройки метро в городе. Мягко говоря, и это не у всех вызвало понимание. Честно говоря, не совсем понятно даже, на какие средства Дубровский предлагал строить? Если на федеральные, то, насколько известно, даже не было серьезного обращения и предложения в федеральный центр, областной бюджет, естественно, после кризиса 2014-2015 гг. в принципе не потянул бы.
Теперь уже третий губернатор Алексей Текслер говорит о цене достройки стоимостью под 100 млрд. Правда, и эти перспективы сильно туманны, но тут даже не столько заявления губернаторов интересны, сколько доклады Хуснуллина президенту. Это вообще что-то, не поддающееся осмыслению….
"В городах-миллионниках начатые проекты надо постараться минимальными затратами закончить, но не теми деньгами, которые они (губернаторы, – прим.) называют… Мы считаем, что метро для миллионников пока нецелесообразно, пока надо делать ставку на железную дорогу", – цитирует слова Хуснуллина с совещания у Путина "Интерфакс".
Это при том, что на упомянутом совещании тот же Хуснуллин бодро докладывал, что направил каких-то чудо-специалистов в Челябинск, они за три дня все осмотрели и вроде бы подготовили какой-то новый проект достройки челябинского метро! Как это все понимать, мы судить не беремся…
"В свое время, когда дошло до рассмотрения на словах идеи закопать не нужные никому туннели под Челябинском, то Юревичу как не специалисту озвучивали сумму в 18 млрд. Через какое-то время снизили цену до 10. Я лично Дубровскому предлагал выписать мне банковскую гарантию на 3 млрд руб. и все будет закопано, я бы еще и с прибылью в миллиард остался!" – напоминает Яков Гуревич, челябинский эксперт по транспортным коммуникациям. Он говорит, что, кажется, кто-то серьезно подставляет Текслера, как ранее Дубровского, провоцируя их на достаточно спорные заявления…
Если возвращаться на более серьезный лад, то, конечно же, пока никто не знает и не понимает, что конкретно предлагается для Челябинска? Это будет метро, это будет трамвай, который на каких-то участках будет "нырять" под землю, или это будет электричка по типу курсирующих на московских центральных диаметрах? Никакой внятной и хотя бы достоверной информации пока нет, естественно, бравурные заявления властей разного уровня не в счет.
"Вы должны понимать, что проложенные туннели под Челябинском не годятся для пуска трамвая, это две совершенно разных технологии эксплуатации, так что закапывать придется однозначно. И если говорить о подземных участках, то надо прокладывать новые, другого пути нет. Но мы не знаем, что именно предлагается строить!" – говорит Гуревич.
"Можно довольно точно спрогнозировать, что сулит Челябинску такой "концептуальный подход": конкретных решений не будет принято никаких, все опять на годы завязнет в болтовне с трибун, политическом пиаре, отчетах, ведомственных согласованиях, проектах и интригах. Но то, что метро в Челябинске не будет никогда, теперь ясно на 150%", – подытоживает для Челябинска ситуацию политолог Александр Подопригора.
Чтобы не выглядеть воинствующими критиканами, напомним, что как раз Гуревич, Подопригора и еще ряд коллег и экономистов на протяжении нескольких лет подвергали сомнению такой чудный проект прежней администрации губернатора Дубровского, как высокоскоростная магистраль между Челябинском и Екатеринбургом. За обоснованную критику и публичные сомнения эти люди, кстати, были немедленно изгнаны из всех общественных структур при главе региона, стоит ли говорить, что никакой ВСМ, естественно, не появилось и не могло появиться?
Это, разумеется, лишь малая доля существующих проблем для Челябинска, попробуем теперь взглянуть на Красноярск. Там по разным причинам даже не приступали к прокладке метрополитена, соответственно, ликвидировать-закапывать ничего не надо. Проблемы и разные, и все-таки схожие.
"Какое метро, оно кому и для чего нужно? Если вы помните, у нас несколько лет назад, в 2019 году, была всемирная Универсиада, вы думаете, город с точки зрения пользы, развития что-то получил? Вырубили массу деревьев, расширили до безумия дороги, настроили объектов, которые теперь еще содержать надо и они фактически пустуют", – рассказала нам Евгения Елизарьева, гражданский активист из Красноярска. Метро для этого сибирского города сегодня не очень нужно, даром что проекты появились еще в советское время.
"Я, конечно же, не специалист, но знаю, у нас здесь сложные грунты, плюс сейсмическая активность прямо под боком, а главное, повторюсь – а кого будет возить это метро? В городе мало кто понимает, для чего это все затеяно", – добавляет собеседница.
Кстати, стоимость красноярского метро губернатор Александр Усс на встрече с Путиным оценивал в 114 млрд руб., это при том, что даже внятного современного проекта еще нет. Хуснуллин говорит именно про это, когда утверждает, что заканчивать стройки надо, "но не теми деньгами", которые предлагают губернаторы….
Есть смысл, конечно же, вспомнить и многочисленные проекты, если не сказать, прожекты по строительству то ли метро, то ли электрички, то ли еще чего в другом уральском городе – в Перми. Чтобы не утомлять читателя, заметим, что очередные (и опять грандиозные!) планы начали озвучивать примерно с 2013 года, к 2017 году все работы по проектированию подземки были свернуты. Нынешние власти Перми заявляют о развитии "наземного метро", а по факту – просто городских электричек, и то в не слишком близкой перспективе.
Хочется в финале добавить, что среди множества бумаг, планов и документов, относящихся к стройкам метрополитенов в советских тогда еще городах, безусловно, стоит выделить совместное постановление Совета Министров СССР и Политбюро ЦК КПСС от 1976 года. Этот документ как раз намечал и объявлял о проектировании метро в Казани, Челябинске, Омске и Перми, проекты разной степени готовности вскоре действительно появились, однако распад СССР и 90-е поставили на большинстве этих планов крест. Единственным городом из этого списка, где метро все-таки появилось, стала Казань, и достраивал линию, кстати, тот самый Хуснуллин, трудившийся министром строительства в Татарстане.
Как мы уже писали, вполне вероятно, что сейчас тема достройки метрополитена подогревается лишь для мобилизации населения перед сентябрьскими выборами. И похоже, единственным городом, где развитие метро остается "целесообразным", по мнению властей, оказывается лишь Москва. Остальным "счастливчикам" уготованы в лучшем случае все те же городские электрички. Почему это подается как развитие метро, не очень понятно – но кажется, федеральный центр уже готов снять розовые очки с губернаторов, окрыленных посланием Путина.