В этом году исполняется 35 лет с одной из самых страшных катастроф в советской истории — аварии на Чернобыльской АЭС. Радиоактивные облака накрыли Припять и окрестности 26 апреля 1986 года. И вот на российские экраны вышел новый фильм, посвященный трагическому событию, с одноименным названием "Чернобыль". Режиссером выступил известный российский актер и сценарист Данила Козловский. О том, что из этого получилось — читайте в нашей рецензии.
Для начала совсем немного "спойлеров". В фокусе ленты — судьба и моральный выбор пожарного из Чернобыля Алексея Карпушина. Молодой человек будет участвовать в стабилизации ситуации на атомной станции после взрыва четвертого энергоблока. Помимо бурных нравственных "качелей" Карпушина, существует и любовная линия. Парень встречает девушку, с которой он расстался 10 лет назад и между ними вспыхивают новые чувства.
В киноленте видно огромное самолюбование режиссера, который сам же и сыграл главную роль. Козловский разъезжает на отечественной машине с ветерком, устраивает попойки с сослуживцами и рядится в импортные вещи (кстати говоря, бывшие в то время в дефиците). Что касается внешнего вида героя, то тут иногда доходит до полного абсурда. Например, в то время как остальные ликвидаторы во время тушения пожара на энергоблоке показаны с обгоревшей кожей, захлебывающиеся рвотными массами, герой Козловского рассекает по месту аварии даже без респиратора, а на его лице видно лишь легкое покраснение.
Ляпы продолжаются и в других эпизодах — например, в одном из моментов родственников пострадавших чернобыльцев не пускают к ним в больницу, но затем Оля (возлюбленная Карпушина, которую играет актриса Оксана Акиньшина) попадает к нему в лазарет, хотя он получил огромную дозу облучения. При тушении пожара на энергоблоке герой Карпушина почему-то ходит без респиратора.
В музыкальном сопровождении тоже не все идеально. В магнитоле автомобиля Карпушина в 1986 году играет песня группы "Кино" "Последний герой" в обработке 1989 года (именно тогда у ленинградской группы вышел одноименный альбом).
Но ладно бы обошлось только ляпами. В фильме постоянно очерняются личности героев – ликвидаторов аварии на 4 энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Карпушин представлен инфантильным человеком, неоднократно бросающим свою любимую девушку, да и вообще он не понимает, чего хочет от жизни.
Кажется, что основной посыл кино — очернить советскую действительность и действия советских чиновников того времени. Так, показывается, что властям (вплоть до генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева) была безразлична судьба тех, кто был отправлен на ликвидацию аварии. Герой актера Андрея Смолякова в форменном мундире говорит, что необходимо, по сути, погрузиться в кипяток в аквалангах для того, чтобы выпустить воду с территории АЭС. Если эта вода вступит в реакцию с частицами, образовавшимися от возгорания и химическими реагентами, то произойдет новый взрыв и волна накроет уже Киев и другие крупнейшие советские города.
Полнейшим издевательством над историей и ликвидаторами выглядит фраза о том, что, дескать, "первый человек в космосе Юрий Гагарин точно наделал в штаны, только этого нигде не показали". Один из огнеборцев произносит ее перед попыткой ликвидации аварии. "Трэша" добавляет ряд сцен, по которым, на ликвидаторов аварии оказывалось давление со стороны партийных чиновников и силовиков. Например, сцена избиения тех, кто локализовал последствия аварии, в тех случаях, когда они выражали сомнения на задании, расходится с историческими хрониками.
Настоящей пощечиной для всех умерших и ныне живущих героев Чернобыля является позиция героя Козловского, поначалу отказавшегося от участия в операции на АЭС, но после оглашения со стороны чиновников возможных привилегий в виде квартиры в Москве и иных благ передумавшего и вернувшегося. Фильм намекает, что все ликвидаторы рисковали собой ради денег. От такого поворота становится стыдно за отечественное кино.
Тщеславие главного героя ленты поражает. Даже когда он общается с товарищами-ликвидаторами, он расписывает им будущие прелести жизни: "Нас будут с почетом возить с мигалками и представят к наградам".
Разумеется, жажда наживы не могла быть и не была путеводной звездой для ликвидаторов. Все-таки тогда был социализм, иная система воспитания и настоящие патриотические ценности. При размышлении о картине невольно вспоминается фильм "Штрафбат". По сути "Чернобыль" прямо говорит, что подвиг ликвидаторов стал возможен благодаря запугиванию людей и обещаниям больших наград. Все это расходится с мемуарами настоящих героев.
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.