Государственные долги субъектов России на 1 октября достигли суммы в 2 трлн 178 млрд руб. (на 1 января было 2,112 трлн, рост на 3,1%), говорится в опубликованной отчетности Министерства финансов РФ. С одной стороны, долг несильно увеличился за истекшие девять месяцев, но тенденция сохраняется – все больше регионов вынуждены бороться с недостатком средств путем заимствований, с другой стороны – долги растут, непонятно только, кто, когда и как их будет возвращать. Рассчитывать на кредиты и субсидии из федерального центра в условиях дефицитного российского бюджета (около 3 трлн руб. или даже выше) регионам точно не стоит. Кому-то деньги, возможно выделят, но большинству – точно нет.
Накануне.RU попробовало разобраться в ситуации. Госдолги (в структуре которых львиную долю составляют пока бюджетные кредиты) нарастают, увеличение зафиксировано в 39 субъектах России.
Проблема тут даже не в увеличении госдолга субъектов как таковых, а в продолжающемся падении уровня собственных доходов (через налоги и сборы), процесс хоть и замедлился в последнее время (падение на 7,7 % по всем субъектам к октябрю против падения на 9,1% за первые пять месяцев года), но оптимизма точно не может вызывать.
В сентябре, согласно отчетности Минфина, довольно резко и неожиданно "просели" сборы по налогу на добавленную стоимость (НДС), поступления обвалились сразу на 23%, всего собрать удалось 411 млрд руб. Чтобы было понятно публике – НДС, всегда горячо критикуемый как налог-тормоз для экономического роста, был все время этакой палочкой-выручалочкой для финансовых властей России. Опять же для понимания – после катастрофы с выручкой от продажи углеводородного сырья (чему способствовали и падение цен на мировых рынках, и самоограничения, взятые Россией в рамках сделки ОПЕК+) НДС оставался единственным более или менее стабильным источником поступления денег в казну.
Сборы НДС – это важнейший индикатор состояния дел в российской экономике и уже по динамике падения можно без всякого Минфина сделать вывод о реальном положении. Если совсем грубо, то стали меньше покупать, продавать, вообще тратить и т.д. все хозяйствующие субъекты, а также домохозяйства страны.
НДС довольно-таки легко администрируется (и потому – собирается), сами суммы поступлений всегда грели душу министра финансов Антона Силуанова и его подчиненных, позволяя время от времени делать громкие заявления о "стабильности" и ожидаемом рывке экономики с ростом не то в 1,5 %, не то даже в 2% в следующем году. И вот выясняется, что экономических факторов для подобного рода ожиданий становится все меньше, зато бюджет страны все больше уходит в глубокий "минус". Следом за недостатком бюджетных средств в казне государства, естественно, образовываются зияющие прорехи в региональных бюджетах, большая часть которых и в лучшие-то времена были дотационными. Чего ожидать теперь?!
И еще необходимое пояснение: НДС всегда и полностью шел в "федеральный котёл", региональные бюджеты получали свою долю от него уже в виде субвенций, субсидий и прочих перечислений, то есть налог с момента появления в 1992 году в России всегда был "федеральным". Но собирался он в то же время всегда по месту прописки бизнеса и таким образом существенно влиял на бизнес-климат в регионах, самый простой и свежий пример можно взять из практики "поддержки" предпринимателей в первую волну пандемии и ограничений весной 2020 года.
Как известно, Правительством были введены некоторые льготы и послабления в части уплаты отдельных взносов и налогов для арендаторов, владельцев бизнеса и некоторых других категорий предпринимателей.
Так вот – никаких льгот по уплате НДС даже в самый разгар эпидемии не вводилось и даже варианты не рассматривались! Это лучше всего иллюстрирует значимость сбора НДС для федеральных финансовых властей. В самом деле, не считать же всерьез льготами по уплате части НДС, например, снижение налога для авиакомпаний, которые с марта и так поставили на прикол собственные авиалайнеры? Платить НДС попросту не с чего было из-за введенных повсеместно ограничений на полеты по всему миру, не только в России.
Денег от части остающихся на местах налогов в виде НДФЛ, транспортного и дорожного налогов, налога на имущество и прочих статей остается все меньше, расти и наполнять региональные бюджеты эти поступления в ближайшем будущем совершенно точно не будут.
Пороть сборщика налогов?
В Счетной палате Алексея Кудрина предлагают штрафовать в рамках Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) глав регионов, которые проводят "неверную" финансовую политику и копят долги.
Вариант – вообще отстранение наиболее провинившихся губернаторов и введение в субъекте внешнего управления. Меры серьезные, хотя пока и не прописанные четко в законодательстве, прецеденты существуют, но Правительство все-таки, видимо, не готово распространять такую практику повсеместно.
С другой стороны, количество регионов в предбанкротном состоянии сегодня стремительно увеличивается и получается, что вопрос о замене "неправильных" управленцев на местах на "правильных", то есть тех, кто не побоится начать "резать" по живому и сокращать расходы, переходит из экономической плоскости в чисто политическую сферу.
Во-первых, где взять этих самых "правильных" чиновников в таком количестве? А во-вторых, урезание расходов в регионах, которые и так не живут, а выживают, может привести к росту социальной напряженности и в пределе – к выступлениям наиболее обделенных групп населения и трудящихся.
Какие расходы-то резать, в Счетной палате ведь не пояснили? Выплаты врачам, учителям, выплаты на детей или что-нибудь еще?
И как объяснить неизбежное падение уровня жизни людям, для многих из которых зарплата (или пенсия) в размере 12-15 тыс. руб. в месяц стала давно и прочно основой их повседневного существования? Вопросы, в общем, конечно же, нетривиальные сами по себе и сводить все к каким-то особенно зловредным действиям губернаторов или глав все-таки нецелесообразно.
И тем не менее – если все-таки не будет штрафов для "провинившихся", то федералы уже готовы приставить своего рода внешнее управление к "хромающим" регионалам.
Список регионов, которые "напрашиваются" на такое внешнее управление, сейчас огромен. Если судить по соотношению госдолга и собственных доходов в этом году, то в наихудшем положении находятся все те же, что и прежде: Мордовия, госдолг которой уже много лет зашкаливает, и Хакасия, а также Удмуртия, Орловская, Псковская и Томская области. К критическим значениям близки показатели госдолга в Карелии и Коми, Архангельской, Новгородской, Костромской, Смоленской, Тамбовской, Ярославской, Ульяновской, Саратовской, Курганской областях, ухудшается ситуация в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии, Калмыкии, Марий Эл, в Забайкальском и в Хабаровском краях, на Чукотке.
Хватит? Думаем, достаточно просто взглянуть на карту страны и мысленно окрасить проблемные с точки зрения бюджета и долгов регионы (мы, кстати, перечислили далеко не все), чтобы понять масштабы проблем.
Что говорить, если в 2021 году даже московские власти намерены прибегнуть к заимствованиям и кредитованию на выполнение некоторых социальных и инфраструктурных программ – впервые за десять лет! Но Москва в этом смысле не показатель, конечно же, по сравнению с большинством субъектов – все понимают, что никаких дефолтов и проблем с отдачей кредитов у мэра Сергея Собянина и его подчиненных не возникнет и не может возникнуть. А в регионах ситуация прямо противоположная.
Кредиты и долги российских регионов сегодня по большому счету не обеспечены ничем. Как самый иллюстративный в этом смысле материал можно вспомнить историю той же Хакасии, где осенью 2018 года Кремль уже вводил внешнее управление и прислал в регион "спецгубернатора" Михаила Развожаева (ныне – губернатор Севастополя) для срочной подготовки республики к отопительному сезону. Усилиями федерального центра и Развожаева удалось пережить зиму, а на выборах главы победил тогда представитель КПРФ Валентин Коновалов, которому ситуацию с бюджетными расходами-доходами переломить, разумеется, не удалось.
Дело не в личных качествах губернатора-коммуниста или еще в чем-то – глубоко депрессивная Хакасия (как ряд других российских субъектов) попросту неспособна в нынешних экономических условиях "кормить" себя, это факт. Одна цифра: госдолг Хакасии на 1 июля составлял почти 22,5 млрд руб., а бюджет республики на 2020 год был утвержден в размере 35,4 млрд руб. (доходная часть, расходы – 37,7 млрд).
Добавим, что это уже собственно не проблема властей Хакасии – с прошлого года все бюджетные траты в республике переведены на казначейское исполнение, то есть контролируются при помощи чиновников федерального центра. И даже при всем этом врачи республики буквально-таки вопиют о помощи федерального центра, на днях вышло соответствующее обращение.
Хакасия не представляет собой какого-то исключительного случая, ситуация схожим драматическим образом складывается и в других субъектах.
Например, только за последние годы, в период управления Магаданской областью уральца Сергея Носова, госдолг этого богатейшего (по ресурсам) субъекта страны вырос до 14,6 млрд руб. При утвержденном бюджете по расходам и доходам в 35 млрд руб. на текущий год.
Вопрос на засыпку – Носов ли довел в буквальном смысле слова "золотой" и "рыбный" субъект России до "ручки" или причины все-таки глубже? С одной стороны, управленец привык руководить "на широкую ногу" и в Нижнем Тагиле, мэром которого он был, при нем существенно рос дефицит бюджета под предлогом реализации различных масштабных прожектов (часть из них действительно реализована, но некоторые забуксовали и легли тяжким бременем на казну). С другой стороны, такая амбициозность, где-то чрезмерная, конечно, не отменяет перекоса в бюджетных потоках в сторону Центра.
Если возвращаться в не столь отдаленные российские регионы, которым сулят "внешнее управление", то в Курганской области госдолг на 1 октября превышает сумму в 16,5 млрд руб. при бюджете на 2020 год в 43,8 млрд руб. Региональные финансовые власти вроде бы не без гордости отчитываются, что, цитируем, "просроченные задолженности по долговым обязательствам Курганской области на 1 октября отсутствуют" и это, безусловно, хорошо. Вопрос в другом – а есть ли план у властей и губернатора Вадима Шумкова по ликвидации госдолга субъекта в принципе в обозримой перспективе?
Еще раз повторимся, дело не в губернаторах-"варягах" на местах, вопросы как раз к устройству бюджетной и финансовой системы страны, которые загоняют регионы в долговую кабалу и не позволяют экономике на местах хоть сколько-нибудь развиваться. Что говорить об относительно "бедной" Курганской области, если даже в соседней Челябинской, с довольно-таки развитой промышленностью, дефицит бюджета достигнет невиданных прежде сумм – около 20 млрд руб.? Безусловно, на Южном Урале есть и стратегические ошибки в управлении, мы об этом рассказывали, но и общая ситуация с доходами не оставляет властям шанса не занимать деньги во все более возрастающих объемах.
Короче говоря, собственные доходы практически во всех российских субъектах продолжают падать, а расходы, напротив, неумолимо даже при всех мерах экономии, наоборот, идут в рост и конца и края этому процессу не видно.
Положение хуже губернаторского…
Это замечание классика, кажется, твердо входит в обиход нашей политической жизни, сейчас положение "хуже губернаторского" может быть только в случае с совсем уж бесправными главами муниципалитетов или мелких поселений. Если, по большому счету, губернаторы крупных и, по логике вещей, богатых регионов вынуждены непременно "кланяться" в высоких московских кабинетах, выбивая и клянча деньги порой на самое необходимое, что говорить о положении дел у мэров?
Накануне.RU недавно рассказывало о сложившейся практике в стране, когда подыскать кого-то на должность главы муниципалитета (небольшого города, поселка, даже главы района) становится решительно невозможно. К слову, столица упомянутой уже нами Магаданской области оказалась в их числе.
Дураков, извините, нет!
Чиновник такого уровня наряду с небольшой зарплатой получает ворох нерешаемых в нынешних условиях проблем и ко всему прочему становится удобной мишенью для упражнений бдительных силовиков. Что бы ни случилось, ответственного искать долго не придется, виноват будет мэр или другой руководитель, даже элементарное приведение в порядок вверенной территории (типа досыпки гравием дороги или еще что в этом роде) грозит обернуться настоящей статьей за превышение полномочий, а то и за растрату. Проще вообще ничего не делать и все время кивать на вышестоящее начальство.
Разумеется, мы далеки от мысли, что никаких безобразий и казусов на местах не случается, это тоже было бы сильной натяжкой. "Уголовки" по поводу распределения земельных ресурсов или муниципального имущества и прочей собственности в "нужные" руки давно стали классикой жанра, так же, как благоустройство силами аффилированных с местными чиновниками структур и т.д. и т.п.
Все это есть, но система, та самая пресловутая "вертикаль власти", работает так, как работает, и в "тучные годы" при стоимости нефти под 100 долларов за баррель еще давала какие-то результаты. Однако ситуация с тех пор сильно изменилась, чего не скажешь о вертикали…
К моменту подготовки материала как раз были сменены четыре руководителя федеральных ведомств в Правительстве Михаила Мишустина, экс-министрам подыскали соответствующую работу в разных сферах – от уральского полпредства до… "Единой России".
Как и всегда бывает в подобного рода случаях, посыпались многочисленные комментарии и трактовки отставок-назначений с самыми конспирологически окрашенными версиями. Вплоть до "усилился Сечин", "ослабли позиции Ротенбергов", кое-кто заговорил об усилении "татарского клана" в Правительстве.
Кто не понял, то слово "татарский" здесь является не этническим маркером, а производным от географии начала пути чиновника к креслу федерального министра. В данном конкретном случае имеется в виду работа сначала в Татарстане вице-премьера Марата Хуснуллина, который через работу в московской мэрии стал "главным" по строительству в целом в России и сейчас усилил свою команду назначением Ирека Файзуллина министром строительства и ЖКХ.
В Госдуме по традиции не стали спорить с предложенной ротацией и готовы, как и положено по новому закону о назначении федеральных министров, "голоснуть" за представленных кандидатов. Исключение может составить партия КПРФ, да и то вряд ли, в любом случае голос коммунистов не будет решающим фактором.
"Пропутинские олигархические кланы меняют пешек на разваливающейся шахматной доске российской экономики", – отметил по этому поводу автор телеграм-канала "Антискрепа" Никита Кричевский. Продолжая мысль, доктор экономических наук саркастически добавил, что на места ушедших можно было без особого вреда назначить хоть Хоттабыча и ничего бы не изменилось.
"Обратите внимание: ни Белоусов (Андрей Белоусов, вице-премьер, – прим.), ни Решетников (Максим Решетников, министр экономического развития, – прим.), ни Силуанов, ни прости Господи, тетя Эля (глава Центробанка Эльвира Набиуллина, – прим.) в отставку не собираются и намерены продолжать гробить наше национальное хозяйство. Хотя "продолжать гробить" – это сильно, по-московски, сказано. Экономика давно развалена, что прекрасно видно всем немосквичам", – заявляет Кричевский.
Насчет "разваленной экономики" и бюджетных проблем, кстати, солидарное мнение высказывал лидер КПРФ Геннадий Зюганов перед первым чтением бюджета на 2021-2023 гг. в Госдуме. Коммунист тогда громогласно призвал, цитируем, "восстать" губернаторов России против принятия этого документа, потому что, как пояснял Зюганов, в результате чиновники Правительства просто "обкорнали" наиболее уязвимые и незащищенные статьи по расходам, что неизбежно приведет к проблемам финансирования даже самого необходимого.
Надо ли говорить, что призыв "восстать" Зюганова пропал втуне? Естественно, ничего путного из подобного рода затеи с самого начала не могло выйти, губернаторы отлично понимают, что не являются самостоятельными политическими фигурами, которым было бы позволено иметь свое мнение, а тем более – высказывать его. Бюджет страны принят и утвержден в первом чтении, при этом правящему большинству из "Единой России" для этого не нужны голоса не только коммунистов, но и всех остальных, конституционное большинство в нижней палате никуда не делось!
"Ситуация с предложенным бюджетом Правительства, который принят в первом чтении и будет рассматриваться 26 ноября во втором, следующая. Мы видим, с одной стороны, нарастание кома проблем с бюджетами в регионах, с другой – урезание денег, ранее запланированных в федеральном бюджете. Нет сомнения, что из-за ухудшения с положением доходов в региональной казне многие программы на условиях софинасирования с федеральным центром будут отложены, либо вообще забыты", – рассказала Накануне.RU член бюджетного комитета Госдумы Вера Ганзя (КПРФ).
По словам спикера, сегодня губернаторы на местах вынуждены заниматься просто фальсификациями отчетности для того, чтобы выглядеть лучше в глазах Москвы.
"Та же программа развития сельских территорий "порезана" основательно и мы попытаемся отстоять заложенные ранее в ней средства", – уточняет собеседник. Но проблема все-таки в целом глубже, говорит Вера Ганзя – регионы России вынуждены все большие и больше средств заимствовать на выполнение элементарных расходных обязательств, и это может стать большой проблемой если не в будущем году, то точно в 2022 году.
Депутат Курганской областной думы Евгений Кафеев ("Единая Россия") в разговоре с Накануне.RU уточнил, что пока бюджет региона даже не выносился и не рассматривался на обсуждение парламентариев. Этому есть объяснение – идет доработка федерального бюджета, соответственно, власти Курганской области хотели бы посмотреть параметры федерального документа. И только после его принятия делать какие-то расчеты и закладываться на предстоящую трехлетку.
"Да, многие говорят о долговой нагрузке, о бюджетных проблемах в будущем, такие разговоры ходят. Но я все-таки бы смотрел на проблему более комплексно, в разрезе доходов и расходов, а также в разрезе расходов на обслуживание долга, в нашем случае – долга Курганской области. Пока не вижу каких-то особенных проблем, хотя год для нас, как и для многих, безусловно, выдался напряженным и сложным", – считает Кафеев, указывая на европейский опыт, где города и муниципалитеты также годами и десятилетиями живут в долг. И ничего, живут же!
Подытоживая, добавим – многие наши собеседники воздержались от каких-либо прогнозов даже на самое ближайшее будущее, причина такой сдержанности понятна и объяснима. В ситуации со многими неизвестными прогнозировать что-то действительно сейчас тяжело, а как пойдет утверждение или исполнение бюджетных обязательств в целом стране и в регионах в новом году – покажет время.
Но "восстания" губернаторов, к чему призывал Геннадий Андреевич, точно не будет…