Аналитика


Врачи увольняются, учителя протестуют, но с зарплатами "все хорошо"
Общество | Ямало-Ненецкий АО | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым | Магаданская область | Москва

Накануне Росстат порадовал и народ, и власти новой статистикой. Оказывается, по официальным подсчетам, средняя зарплата у учителя в стране – 40 тыс. руб., а у врача и того больше – 79 тыс. И такие данные ведомство не стесняется раскрывать на фоне скандалов с массовыми увольнениями врачей, онкологов и протестами учителей. Средняя зарплата по стране, как всем известно, – это "средняя температура по больнице", поэтому были показаны и отдельно регионы, где самые высокие и низкие зарплаты.

Север и центральные районы лидируют: например, врачи и учителя на Чукотке получают 187,9 тыс. и 99 тыс. соответственно, в ЯНАО – 182,7 тыс. и 97 тыс., в эту же категорию попали Москва, Сахалин, Магадан. В списке "отстающих" в основном республики Северного Кавказа.

Но если все так хорошо, то почему врачи увольняются, учителя протестуют, а министры признают провал многолетних оптимизаций? Накануне.RU попыталось разобраться в вопросе с экспертами в образовании и медицине.

Средние зарплаты в 79 тыс. и 40 тыс. руб. ничего общего с реальностью не имеют, как уже было сказано ранее, однако, проблема статистики в том, что считается именно "средняя температура по больнице", потому что учитываются огромные зарплаты у руководства и лояльных, приближенных сотрудников, а с ними считаются "копеечные" зарплаты "неугодных". По крайней мере, так обстоят дела в образовании, рассказывает историк, советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

Более того такая ситуация создает текучку кадров – они едут в центр и в северные регионы за большими зарплатами. В результате регионы остаются без сильных педагогов и преподавателей, а центральные районы ими перенасыщены, но на работу возьмут скорее приезжего, чем коренного жителя – это выгоднее, объясняет эксперт.

посёлок Рудный, школа номер 34(2019)|Фото: Накануне.RU

"Если я как учитель с хорошим стажем – у меня 20 с лишним лет педагогической работы, я автор учебника, у меня есть монографии и статьи – если я попытаюсь устроиться в московскую школу, меня либо вообще не возьмут, либо мне предложат такие условия труда, от которых я сам откажусь. Потому что руководителям образовательных центров не нужны учителя-москвичи. Им нужны приезжие учителя, которые будут критически зависеть от зарплат, которыми можно манипулировать, которых можно превратить в послушный скот и все время держать "на крючке", – объясняет Спицын.

И вообще непонятно, почему люди получают за одну и ту же работу разные деньги, задается вопросом врач-хирург, кандидат медицинских наук, депутат Госдумы Алексей Куринный. Понятно, что везде разные цены и, например, климатические условия, но лечение людей должно стоить одинаково. Иначе получается, что жизни в разных регионах оцениваются по-разному. С образованием – то же самое.

"У нас единая страна, соответственно, люди, выполняющие одну и ту же работу, не должны иметь такую огромную разницу в заработных платах. В противном случае мы эту страну единую потеряем как пространство", – говорит эксперт.

Еще более острый вопрос, который Росстат никак не вычислит – перегрузка работников сфер медицины и образования. Эта проблема давно поднимается и на митингах, на акциях протеста, и даже на совещаниях различных комитетов дум, однако воз и ныне там.

"Допустим, в каком-то среднем регионе врач может получать и 80 тыс., но это будут две с лишним ставки. Это колоссальные перегрузки. Средняя зарплата в 79 тыс. – звучит хорошо, показано хорошо, будто они с жиру бесятся. Но когда хирург в течение 5 лет в отпуск не ходит и отлучиться никуда не может – я про районные больницы говорю, у меня есть такие знакомые, их могут в любой момент выдернуть на работу – жить в этом режиме годами очень сложно и для физического, и для психического здоровья. А есть и практика совместительства еще. Это край, к которому люди подошли сегодня", – поясняет Куринный.

врач, медсестра, больница, коридор(2019)|Фото: Накануне.RU

"Такие высокие зарплаты во многом связаны с тем, что учитель берет огромную нагрузку. Особенно в регионах. Чтобы получить те самые 40 тыс., о которых говорит Росстат, учитель должен взять 2-2,5 ставки. Получается, что учителя берут по 7-8 уроков в день. Я как практикующий учитель знаю, что уже 5-6 урок дается с большим трудом. Понятно, что эти уроки проводятся кое-как, что это, по сути дела, профанация, ученики от этого страдают, учитель страдает, качество образования резко падает – это работа в прямом смысле на износ", – подтверждает Спицын.

И это не говоря про совсем специализированные тонкости, о которых вряд ли знает Росстат – как то работа младшего медперсонала, ФГОСы в образовании, различные нормы и отчетность.

Тогда становится непонятно, кто же целевая аудитория этой статистики? Если Росстат, который подчиняется Минэкономразвития, показывает такую статистику для властей, то, вероятно, Кремль вообще не в курсе, что же происходит "на земле". А все эти протесты и увольнения на фоне "средних" 80 и 40 тыс. выглядят как частные случаи, когда какие-то маргиналы "с жиру бесятся". Но во власти уже признали провалы медицины, осталось признать провалы оптимизации в образовании. Тогда, вероятно, основной посыл – для народа? Чтобы столкнуть лбами тех, кто "хорошо" получает, и тех, кто не очень? Эксперты сходятся во мнении – действительно, похоже на то, что Росстат такой информацией пытается и в народе какое-то противостояние вызвать, и власти показать, что все в норме, есть только частные отклонения.

Но слишком частые, почти системные проявления недовольства работников этих двух сфер мешают такому представлению. В итоге приходится признавать ошибки, но кто будет выводить образование и медицину из кризиса? Те же люди, которые довели их до этого состояния?

"У нас продолжается развал системы образования. Внешне там что-то подкрасили, подчистили, туалеты новые поставили, но не это определяет лицо образования. Определяет содержательная часть, качество подготовки педагогических кадров, качество их работы. А эта усредненная зарплата убивает в учителе учителя. А ведь школа — это государственный системообразующий институт", – говорит Евгений Спицын.

"Пока у нас именно так и получается, что из кризиса страну выводит та же команда, которая в кризис и завела. Из провала будут выводить те же чиновники, которые его и организовали. Мы просто переходим к сущностным вопросам – вопросам сменяемости власти, сменяемости ориентиров. Он для всех стоит одинаково", – заключил Алексей Куринный.