Россияне, которые ездят на старых автомобилях, могут столкнуться с проблемами. Предложения о запрете возрастных авто, кулуарно внесенные депутатами Госдумы, уже рассматривает Минпромторг. СМИ называют автором поправок супругу генерального директора автоконцерна КамАЗ, что примечательно: именно автопроизводители будут конечными выгодоприобретателями очередной непопулярной инициативы.
Об поправках известно немного. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и промышленности, "единоросс" Альфия Когогина предложила Правительству ввести законодательный запрет использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации. Сами сроки, марки авто и санкции в письме не обозначены. Сегодня в Минтрансе подтвердили получение письма, предложения прорабатываются, сказали там.
Хотя идея титруется как "инициатива комитета", в самом комитете Госдумы поправки не обсуждались. Об этом Накануне.RU рассказал первый заместитель председателя комитета Николай Арефьев. Он отметил, что комитет не может выступать субъектом права законодательной инициативы – проект должен внести депутат. Таким парламентарием является Когогина, супруга генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина. К слову, меры уже поддержал и сам концерн, и коллеги из "Соллерс" и ГАЗ – круг интересантов очерчен предельно ясно.
Как стало известно Накануне.RU, предложения внесены под предлогом реализации нацпроекта "Экология". Якобы, речь о вреде от старых автомобилей шла на "круглом столе" по совершенствованию и развитию транспортной системы в городах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздухе, где модератором выступала Альфия Когогина. В официальных сообщениях Госдумы упоминаний о пунктах резолюции, касающихся возрастных автомобилей, нет. На повестке обращение с вышедшими из эксплуатации батареями для электромобилей, программа перевода общественного транспорта на газомоторное топливо.
Участник "круглого стола", председатель комитета ГД по экологии и охране окружающей среды, депутат от Челябинской области Владимир Бурматов также не смог вспомнить предложения об ограничении использования старых автомобилей. По его мнению, такая мера является надуманной. Две трети жителей страны ездит на старых автомобилях не от хорошей жизни, они рады бы пересесть на новые, но у многих нет на это денег, говорит Бурматов.
"Автотранспорт наносит вред окружающей среде, но контрпродуктивно решать эту проблему за счет наших граждан. Есть другие варианты решения. Можно было бы регламентировать требования к большегрузам, которые ездят через центры городов. Я – депутат от Челябинской области, и там это серьезная проблема: все большегрузы идут через жилые кварталы, жители дышат выхлопами из их труб. Второй момент – маршрутные такси, которые во многих городах представляют из себя ужасное зрелище: устаревшие машины, не соответствующие никаким стандартам. Третье направление – развитие городского электротранспорта. Перевод транспорта на газомоторное топливо тоже сделает воздух чище, это выгоднее для перевозчиков, но сейчас не хватает развитости сети заправок. Муниципальные и региональные власти в силах это сделать", – поделился своим мнением с Накануне.RU депутат.
Получить комментарий самой Когониной не удалось, телефон ее помощницы на момент подготовки текста был недоступен.
Ограничение на использование старых машин ударит по миллионам россиян. По данным ГИБДД, 20,9 млн машин в России старше 15 лет, еще 10 млн старше десяти лет. Аналитики отмечают тенденцию старения парка авто в России: если в 2017 г. этот показатель был равен 12,9 года, то в 2018 г. – уже 13,1 года, свидетельствуют данные "Автостата". Количество авто в возрасте "30+" – 2,65 млн, половина из них – отечественные модели LADA (1,41 млн штук), на втором месте находится Toyota, на третьем "Москвич".
"На учете в ГИБДД пока еще числится порядка 150 тысю "Москвичей" (5,7%), хотя сколько из них "на ходу", сказать сложно. В ТОП-10 "автохлама плюс раритета" также входят различные модели Audi (3,9%), Volkswagen (3,7%), Opel (3,2%), Nissan (3,1%), Ford (2,3%), Mercedes-Benz (2%) и BMW (1,7%). А в целом в российском автопарке в возрасте старше 30 лет встречаются автомобили более 150 марок", – отмечают аналитики "Автостата".
Россияне активно покупают автомобили на вторичном рынке, сегмент автомобилей с пробегом растет ежегодно, по итогам 2018 г. составил более 5,4 млн единиц, что на 2,4% превосходит результат 2017 г. Средний возраст всех перепроданных за пять месяцев текущего года машин составил 11,4 года. Самые "молодые" авто перепродаются в Чечне, Москве и Татарстане – здесь их средний возраст составляет менее девяти лет. Самые "старые" – в субъектах Дальнего Востока. На Камчатке их средний возраст достигает 17 лет, а в Еврейской АО, Магаданской области, на Сахалине, Алтае и в Бурятии – более 16 лет. Для покупателей ДФО, напомним, предлагалось ввести налоговый вычет на новые импортные автомобили, который компенсировал бы высокие ввозные пошлины. Из-за них в регион машины ввозятся по частям. Но депутаты сочли поправки вредными для отечественного автопрома, который работает в регионах Дальнего Востока.
Причина "состаривания" вторичного рынка автомобилей – увеличение цен автопроизводителей на фоне замедления темпов роста доходов населения и сокращения мер господдержки при покупке нового авто. В такой ситуации запрет на использование старых авто лишит часть населения возможности иметь личный транспорт.
"Сначала надо выработать критерии, что такое "старый автомобиль" – год он эксплуатируется, два, пять? Но надо понимать, что запретить можно все, что угодно, но тогда россиянам нужно поднимать зарплату раз в 10, чтобы они могли каждые три года менять автомобиль. Когда доходы нищенские, а мы еще и запретим на старых автомобилях ездить, то всем придется пересаживаться на самокаты", – говорит депутат Николай Арефьев, он добавляет, что лоббистами такой меры являются автопроизводители.
Однако при сохранении динамики доходов, желаемой выгоды они могут не получить. По данным опросов холдинга Ромир, только каждый десятый россиянин (11%) мог себе позволить приобрести автомобиль, еще 15% рассчитывают, что через 10 лет смогут достичь такого уровня дохода, который позволит приобрести автомобиль. 43% опрошенных доходов хватало только на самое необходимое – еду и одежду.