Стало известно о том, что рассматривается несколько версий обстоятельств пожара на глубоководном аппарате ВМФ Российской Федерации АС-31 "Лошарик", который занимался гидрографической съемкой.
1 июля на глубоководной станции в Баренцевом море произошла авария, 14 подводников не удалось спасти, происшествие засекретили, комиссия по расследованию еще не пришла к окончательным выводам, официальная позиция Министерства обороны – якобы трагедия случилась из-за пожара в аккумуляторном отсеке, моряки отравились продуктами горения, причины возгорания не называются.
Однако среди отрабатываемых причин трагедии – диверсия, комиссия не исключает и такой сценарий, сказано в расследовании РБК. Журналистам издания удалось узнать, какие еще версии рассматриваются специалистами. Эксперты склоняются к тому, что к пожару привело короткое замыкание в электрощите, затем произошел взрыв.
"Версию короткого замыкания на таком аппарате исключил бы даже гражданский технарь. Искра в замкнутых пространствах не может появиться, начиная с 70-х, технологии изменились. Остается либо внешнее воздействие, либо диверсия. Если же там было короткое замыкание, то это вообще туши свет", – пишет телеграм-канал "Антискрепа" известного экономиста Никиты Кричевского.
Если говорить о диверсии, то тогда элемент, приведший к взрыву, должен был быть заложен на стадии подготовки лодки к заданию. Источник РБК считает, что система безопасности не дала бы произойти подобному. Есть и предположение, что на станцию было произведено некое "внешнее воздействие" – от столкновения с внешним объектом вода попала в аккумуляторную батарею, что привело к перегреву и взрыву. Также существует возможность, что подлодка была подбита – это объясняет, почему под водой произошла разгерметизация сверхпрочного корпуса, что повлекло за собой взрыв аккумуляторных батарей. Если это был несчастные случай, то мы бы узнали, с чем столкнулся "Лошарик", но был ли смысл в целенаправленном столкновении и представляет ли подлодка такой уж большой интерес для иностранной разведки?
Капитан первого ранга Константин Сивков в беседе с Накануне.RU заверил, что оружия на борту не было, а уникальность подлодки только в ее глубоководности.
Английская газета The Times после трагедии писала, что российские военные называют офицеров элитного подразделения, работавшего на "Лошарике", "глубоководным спецназом" – сотрудниками секретной подводной разведывательной службы. "Она занимается гидрографической съемкой, играющей ключевую роль в амбициозных планах Путина в Арктике. Стратегия Путина, по мнению Пентагона, – сделать из Арктики базу энергетических и минеральных ресурсов", – говорится в статье под названием "Лошарик: подлодка-шпион была ключом в арктической гонке Путина".
"Подводная лодка загорелась, когда Россия готовится к запуску плавучей атомной электростанции "Академик Ломоносов" – в этом месяце ей предстоит буксировка в заполярный город Певек. По заявлению Кремля, плавучая АЭС обеспечит электричеством население города, занятое главным образом добычей ископаемого топлива и драгоценных камней, – пишет "Таймс". – "Лошарик", названный в честь кукольного коня из советского мультфильма, сделанного из прозрачных шариков – единственное судно в своем роде. Проект имеет высочайшую степень секретности. Его название намекает на шарообразные отсеки сверхпрочной структуры, благодаря которым подлодка может погружаться на глубину до 1000 метров".
Эксперты объясняют, что "Лошарик" по своей сути сверхпрочная и уникальная подлодка, это своего рода "подводная лаборатория". Также отмечается, что ее корпус сделан из титана, а то, что внутренняя конструкция состоит из взаимосвязанных сфер, а не напоминает сигарообразную трубку, как это бывает традиционно, позволяет ей работать на максимальных глубинах. Иностранные эксперты скептически относятся к тому, что России удастся починить "Лошарика", но даже если и так, то потеря 14-ти высококвалифицированных гидронавтов (а на станции работали только высшие чины, офицеры и специалисты с большим опытом), серьезно ударит по программе секретных операций. Трагедия унесла жизни 14 офицеров, из которых семь – капитаны 1-го ранга, а еще двое — Денис Долонский и Николай Филин — Герои России
До этого в НАТО выражали большую обеспокоенность из-за наших АС-12 (по некоторым источникам, АС-31), в своих аналитических материалах эксперты еще в 2015 году пришли к выводу, что АПЛ из-за широких возможностей погружения могут быть преобразованы в "субмарины на колесах" и таким образом скрываться от акустических или магнитометрических средств, то есть оставаться совершенно незамеченными и находиться в любом месте большей части мирового океана. Американский аналог АС-12 уже снабжен выдвижными колесами, но NR-1 обладает меньшей глубиной погружения.
Военный эксперт Константин Сивков в беседе с Накануне.RU сказал, что все же считает теорию с внешним воздействием довольно сомнительной: "Если было бы внешнее воздействие, они не вернулись бы просто-напросто".
– Пробоина на глубине у подводной лодки равнозначна ее гибели – это что касается первой версии причин произошедшей трагедии. Второе – диверсия тоже отпадает, там экипаж маленький, некому диверсантом быть. В-третьих, причиной пожара, естественно, стала авария на борту. Об этом я сказал еще задолго до того, как сказал министр об этом. Это мое твердое убеждение, и выступление Шойгу подтвердило мое предположение. Речь идет о возгорании в аккумуляторном отсеке, только это, больше ничего там не может быть. Возгорание возникло из-за "искрения", может быть и короткое замыкание, а может, элементарное искрение. Вернуть в строй "Лошарик" будет нетрудно, ремонт подводного корабля, если он не утонул – это вопрос короткого времени.